​9 отличных фильмов, в которых играет только один актер

«Театр одного актера», в котором все идеально.

«Погребенный заживо» (2010)

Кадр из фильма «Погребенный заживо»

Триллер Родриго Кортеса – не для тех, кто боится замкнутых пространств. Главный герой фильма Пол – контрактник в Ираке, который вместе с сослуживцами попал в засаду, потерял сознание... и пришел в себя уже в гробу под землей. После этого он располагает лишь запасом воздуха примерно на полтора часа, зажигалкой и телефоном, чтобы выбраться из могилы, – если очень сильно повезет. Кортес умело совместил в психологической драме некоторые социальные вопросы (отношение руководства США к своим гражданам в местах военных конфликтов) с необыкновенной напряженностью действия, которое происходит в замкнутом пространстве буквально величиной с гроб. И благодаря мастерской актерской игре Райана Рейнольдса, его герою не просто сопереживаешь, а с легкостью ставишь себя на его место – на место вполне обычного человека, вынужденного в одиночку выпутываться из практически безвыходной ситуации. Во время просмотра каждый может спросить себя: «Что бы я делал на его месте?».

«127 часов» (2010)

Кадр из фильма «127 часов»

Драма Дэнни Бойла, получившая шесть номинаций на «Оскар», основана на реальной истории. Арон Ральстон, заядлый путешественник и экстремал, исследуя пустынные каньоны, застрял в узком ущелье. Большой валун намертво зажал его правую руку, придавив ее к стенке каньона. Ральстон провел пять суток почти без еды, воды и сна, понимая, что на помощь рассчитывать не приходится – никто просто не знает, где его искать. Чудом сумев спастись, он написал автобиографическую книгу «127 часов. Между молотом и наковальней». Книга стала бестселлером, и по ее мотивам был снят фильм с Джеймсом Франко в главной роли. Почти полтора часа (за исключением вступления и флешбэков) посвящены исключительно главному герою и его сложной борьбе за жизнь. Как и в случае с «Погребенным заживо», почти все действие фильма разворачивается в одном и том же очень ограниченном пространстве, где очутился главный герой, но при этом Дэнни Бойл в своей картине сумел и исчерпывающе показать красоту и грандиозность знаменитых каньонов штата Юта.

Читайте также: 15 самых высокооплачиваемых актеров и актрис всех времен

«Луна 2112» (2009)

Кадр из фильма «Луна 2112»

Фантастический фильм-антиутопия Дункана Джонса с ироничным слоганом «Обратная сторона будущего» вызывает в памяти некоторые классические фильмы жанра – «Бегущий по лезвию» (1982) и «Космическая одиссея 2001 года» (1968). При крошечном, в особенности для научной фантастики, бюджете в $5 млн «Луна 2112» отличается первоклассными спецэффектами и музыкой Клинта Мэнселла (работавшего также с Дарреном Аронофски), и запоминается благодаря игре Сэма Рокуэлла, который исполняет роль Сэма Белла, астронавта, несущего на Луне трехлетнюю одиночную вахту. Ясное дело, что такая работа нелегка и может сказаться на психике не лучшим образом – однако, когда выясняется, что с Земли к Сэму прибыл его двойник, становится понятно, что дело совсем не в том, что Сэм сошел с ума. Тем не менее, Сэм Рокуэлл (в трех лицах) на протяжении всего фильма непревзойденно передает весь градус нарастающей в кадре атмосферы сумасшествия и мрачного абсурда.

«1408» (2007)

Кадр из фильма «1408»

Мистический триллер по мотивам рассказа Стивена Кинга, снятый Микаэлем Хофстремом. Писатель Майк Энслин, который изучает (или, точнее, разоблачает) паранормальные явления, решает исследовать номер 1408 в отеле «Дельфин» – несмотря на то, что номер имеет репутацию «проклятого», а у старшего управляющего, который уже несколько лет не допускает, чтобы в номер кто-нибудь заселялся, в качестве предупреждения любопытствующим есть целое зловещее досье. Однако Энслин, который не верит в сверхъестественное, все равно намеревается провести в номере ночь – и лишь когда становится слишком поздно, понимает свою ошибку... Роль Майка Энслина с блеском исполнил Джон Кьюсак, продемонстрировав незаурядный талант приковывать к себе внимание зрителя и держать его в напряжении от первой сцены и до последней.

«Изгой» (2000)

Кадр из фильма «Изгой»

Знаменитая драма Роберта Земекиса с Томом Хэнксом в главной роли, об обычном инспекторе службы доставки авиакомпании FedEx по имени Чак Ноланд, который в результате авиакатастрофы оказался на необитаемом острове, где провел в одиночестве больше четырех лет. В фильме присутствуют и другие герои, но его самая значимая часть – это жизнь Чака на острове, где он проходит через множество физических испытаний, практически окунаясь в первобытную жизнь: строит себе жилище из подручных материалов, добывает пропитание и огонь, и наконец, строит плот, чтобы отважиться на попытку уплыть с острова. Все это время его единственный друг и собеседник – «Уилсон», раскрашенный волейбольный мяч. Не каждому актеру достается такой «партнер» по фильму, – и далеко не каждый актер сумеет сыграть в паре с ним так, как сыграл Том Хэнкс.

Читайте также: Сам себе режиссер: 10 отличных фильмов, снятых известными актерами

«Не угаснет надежда» (2013)

Кадр из фильма «Не угаснет надежда»

История о человеке, который затерялся посреди Индийского океана на надувном плоту, была снята режиссером Джеем Си Чендором в минималистическом духе: в фильме полностью отсутствуют диалоги (единственный герой – в исполнении Роберта Редфорда – лишь изредка разговаривает сам с собой), а повествование обходится без каких-либо отступлений. Неизвестно, что именно заставило безымянного главного героя отправиться в одиночное плавание на яхте, но зато можно наблюдать, как он терпит кораблекрушение, а после дрейфует на плоту, без запасов еды и воды и, вдобавок ко всему, преследуемый акулами. Его общение с внешним миром сводится к письму, адресованному семье, которое он помещает в банку и выбрасывает за борт. Фоном к этой молчаливой борьбе со стихией, которая продолжается восемь дней, звучит музыка Алекса Эберта, удостоенная премии «Золотой глобус». Как сказал режиссер, «она дополняет историю. Музыка отражает жизнь персонажа, и благодаря ей зритель ассоциирует себя с ним». Результат – одновременно захватывающий и медитативный фильм, получивший множество номинаций на престижные кинопремии.

«Лок» (2013)

Кадр из фильма «Лок»

Сюжет триллера Стивена Найта, главную роль в котором сыграл Том Харди, на первый взгляд прост: Айвен Лок, успешный и целеустремленный работник в крупной строительной компании и примерный семьянин, внезапно срывается с места, чтобы ночью ехать в Лондон. На следующий день ему предстоит подписать чуть ли не самый важный контракт в его карьере, и любые необдуманные поступки должны быть под запретом — однако, его это не останавливает. С этого момента его прежняя жизнь чем дальше, тем больше оказывается под угрозой: для начала, он вынужден был отправиться в путь потому, что у него вот-вот должен родиться внебрачный ребенок, в чем ему еще предстоит признаться жене. Все герои, кроме Лока, присутствуют в фильме только в виде голосов, так как он имеет дело со своими многочисленными проблемами в семье и на работе, ведя автомобиль и разговаривая по телефону. При этом Том Харди один блестяще передает всю разворачивающуюся драму, выдавая эмоциональный диапазон и накал буквально за десятерых.

«Человеческий голос» (1966)

Первоначально «Человеческий голос» был одноактной театральной пьесой, написанной Жаном Кокто и впервые поставленной в 1930 году. Для телевидения ее адаптировал режиссер Тед Котчефф, который поставил телеспектакль с Ингрид Бергман в главной и единственной роли. Весь фильм – это монолог женщины, которую оставил возлюбленный, а точнее, ее диалог по телефону с мужчиной, чей голос зрителю не слышен. Готовясь к роли, Бергман репетировала почти две недели, и в результате «заурядная героиня» из пьесы стала в ее исполнении сильной и умной женщиной, в то же время глубоко и безнадежно влюбленной и одинокой. Трагизм, глубину и драматизм истории, который вложила в свою игру Бергман, в свое время высоко оценили критики («Мисс Бергман вложила огромную драматическую мощь в ранящий душу монолог, показывающий глубину отчаяния ее героини»), хотя фильм и не стал широко известным.

«Коллектор» (2016)

Кадр из фильма «Коллектор»

Когда смотришь драму «Коллектор» Алексея Красовского с Константином Хабенским в главной роли, буквально кожей чувствуешь, как хронометраж ленты превращается в часовой механизм, последний «тик» которого будет предшествовать взрыву. Вот мы видим коллектора Артура, который с помощью подчас не самых гуманных психологических приемов «выбивает» из должников многомиллионные задолженности. Он спокоен и уверен в себе, его движения собраны и неторопливы, голос холодный и ровный. Однако после звонка девушки, которая решила «наказать подонка», Артур начинает меняться на глазах. Мы не видим никого, кроме Константина Хабенского – только слышим голоса в трубке, спокойные, встревоженные, сердитые. Каждый новый звонок метко и больно бьет по крепкой, казалось бы, психологической броне героя. То, как играет загнанного в угол героя Хабенский, впечатляет – он не просто показывает, как персонаж сходит с ума, но и «уводит» за собой зрителя. Такое мастерство, в совокупности с крепкой и смелой постановкой, подарили зрителям мощную монодраму.

Читайте также