«Завтрак у Тиффани» (1961)
Как известно, путь повести Трумена Капоте на экран был долог и тернист: сам автор был категорически недоволен экранизацией, а многие его поклонники считают, что при всем шарме Одри Хепберн настоящая Холли Голайтли должна была быть совершенно другой. Как бы там ни было, не снимайся в фильме именно Одри Хепберн, главная его жемчужина, незабываемая «Moon River», могла бы никогда не появиться на свет, поскольку была написана специально под скромные вокальные данные Хепберн. Об этой песне можно и говорить, и писать очень долго, но самое главное, что это не единственное, ради чего стоит слушать саундтрек Генри Манчини. Оркестровые пьесы, звучащие фоном в других эпизодах картины, на поверку оказываются весьма изобретательными, несут в себе дыхание модной тогда латиноамериканской музыки и предвосхищают другую великую тему, написанную чуть позже. Послушайте «The Big Heist» – и поймете, о чем разговор.
«Выпускник» (1967)
Сейчас сложно себе представить, что музыку Пола Саймона и Арта Гарфанкела когда-то требовалось «представлять» взрослой аудитории: их мелодизм и до сих пор остается непревзойденным, но, судя по всему, для тогдашних родителей это было не столь очевидно. Поэтому саундтрек к фильму «Выпускник» в значительной степени состоял из старых вещей дуэта – впрочем, на самих песнях это не отразилось, а сами они чудесно легли в настроение картины. Это же касается и одной из немногих новых песен – мгновенно вошедшая в золотой фонд «Mrs Robinson» наверняка получила бы «Оскар» за лучшую композицию к кинофильму, но Саймон и Гарфанкел не придали значения этой премии и просто не заполнили нужных бумаг!
«2001 год: Космическая одиссея» (1968)
Фильм Стэнли Кубрика заслуживает добрых слов не только за рассказанную в нем историю, но и за саундтрек к ней – «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса мало где так уместна, как в эпизоде пробуждения разума будущего человека. А «Голубой Дунай», под который дрейфует космическая станция? И, конечно же, не забудем, что задача создателей хорошего фильма – не только показывать уже известное, но и открывать новые имена: первая встреча человека с инопланетным Монолитом проходит под музыку Дьёрдя Лигети, которая только и подходит для встречи с неизведанным.
«Беспечный ездок» (1969)
Саундтрек к фильму о байкерах, гибнущих от рук «традиционного общества», стал такой же вехой, как и сам фильм: до него отдельными пластинками издавалась только музыка, написанная специально для фильма. Вместо того, чтобы обращаться к композиторам, режиссер и исполнитель главной роли Дэннис Хоппер составил выборку из радиохитов Steppenwolf, Джими Хендрикса, The Band, The Byrds и других песен тех лет, близких к настроению фильма. Хотя в фильме не было ни одной оригинальной песни, зрители и слушатели оценили такой подход: в Billboard 200 пластинка достигла 6-го места и в своей категории уступила только музыке Нино Рота к «Ромео и Джульетте» Франко Дзеффирелли.
«Шафт» (1971)
В 70-е немалую популярность у «цветного» населения завоевали фильмы в жанре blaxploitation – киноистории о жизни в черных гетто, где правят бал наркоторговцы, киллеры, сутенеры и тому подобная «милая» публика. Большинство этих фильмов помнят сейчас исключительно благодаря музыке, которую писали звезды «черного» фанка и соула. Одной из первых таких работ был фильм о темнокожем детективе по имени Шафт: музыка, написанная для этого фильма Айзеком Хейсом, стала настолько популярна, что заглавная тема неизменно входит в сборники лучших композиций соул-музыки 70-х, а дань уважения ей можно увидеть в том числе в одном из эпизодов сериала «Симпсоны».
Читайте также: 28 отличных музыкальных сцен из фильмов
«Тернистый путь» (1972)
Фильм о ямайском Робине Гуде по имени Винсент Мартин появился на свет, когда музыка регги только готовилась завоевать весь мир. Для многих регги ассоциируется в первую очередь с Бобом Марли, но, как всегда и бывает, творчество Марли – лишь верхушка айсберга ямайской музыки и культуры. Еще одной звездой стиля был Джимми Клифф, сыгравший в фильме главную роль и представивший Винсента Мартина музыкантом, который превращается в бандита волею обстоятельств. Это тот случай, когда саундтрек оказался известнее фильма: помимо песен самого Джимми Клиффа, на нем можно услышать композиции таких звезд этой музыки, как The Maytals и Десмонд Деккер, а также оригинальную версию песни «Rivers of Babylon», известную прежде всего по кавер-версии Boney M. И это еще один из тех дисков, что великолепно слушаются и в отрыве от видеоряда.
«Американские граффити» (1973)
«Американские граффити» стали первым большим успехом Джорджа Лукаса накануне первого из путешествий в далекую-далекую галактику – эта лента, как и сага «Звездные войны», была вдохновлена любовью. Лукас решил вспомнить школьные годы и музыку тех лет, включив в историю приключений выпускников захолустной школы песни Чака Берри, Фэтса Домино, Билла Хейли и знаменитый инструментальный номер «Green Onions». Результат – волна интереса к музыке отцов и несколько новых звезд на киношном небосклоне, главными из которых стали Ричард Дрейфусс и Харрисон Форд.
«Лихорадка субботнего вечера» (1977)
«Нам не везло. И тут нам предлагают записать пару песен для фильма о маляре, который вечерами ходит потанцевать. Кто ж знал, что Траволта так здорово сыграет? Мы бы не стали пихать в фильм старье и петь жуткими голосами!», – шутил впоследствии лидер Bee Gees Барри Гибб. Интересно, что сами музыканты не имели никакого представления о том, что именно происходит в фильме, зато четыре песни, над которыми братья работали независимо от какого-либо кино, удивительно хорошо попали в настроение картины и стали хитами, как и несколько песен таких звезд диско, как KC & The Sunshine Band, Kool and the Gang и Tavares. Альбом просто лучился радостью, хотя сам фильм был не слишком веселым – и, быть может, именно благодаря своему оптимизму звуковая дорожка к этому фильму до сих пор входит в число самых продаваемых пластинок всех времен.
«Братья Блюз» (1980)
И еще один фильм, возродивший интерес к целому стилю – на этот раз блюзу. Фильм о чудаковатых братьях, играющих «черную» музыку, примечателен не только сценарием и актерами, среди которых звезда шоу «Saturday Night Live» Джон Белуши, вечная принцесса Лея Кэрри Фишер и икона 60-х манекенщица Твигги, но и такими легендами блюза и соула, как Рэй Чарлз (не вздумайте при нем спереть в магазине гитару!), Арета Франклин, Джон Ли Хукер и маэстро джаза 1930-х Кэб Кэллоуэй со своим вечнозеленым хитом «Minnie The Moocher». Для всякого любителя и пропагандиста блюза этот фильм просто обязателен что к просмотру, что к прослушиванию. «Майк вместе с Натальей приехал ко мне в Москву смотреть "The Blues Brothers" – это был его фильм!» – вспоминал журналист Александр Липницкий о своем друге, лидере группы «Зоопарк» Майке Науменко.
«Бегущий по лезвию» (1982)
Свою творческую деятельность композитор Вангелис Папатанассиу начинал в арт-роковой группе Aphrodite’s Child, где вместе с ним щипал струны бас-гитары пока еще никому неизвестный Демис Руссос. И если Руссос вернулся к року лишь в самом конце карьеры, то Вангелис остался верен арт-року навсегда, записав несколько альбомов с вокалистом Yes Йоном Андерсоном. Одним из высших его достижений на ниве музыки к фильмам стала звуковая дорожка к фильму «Бегущий по лезвию»: тема любви, сочиненная Вангелисом, оказалась визитной карточкой картины наряду с финальным монологом героя Рутгера Хауэра, тестом Войта-Кампфа и причудливым миром будущего.
Читайте также: Уитни, Майкл и другие: 10 главных поп-пластинок 80-х
«Назад в будущее» (1985)
Еще один фильм, умело сыгравший на ностальгии по 50-м и ставший классикой жанра. Саундтрек картины о дружбе, любви и находчивости сочетает в себе музыку 50-х и 80-х столь же грамотно, сколько сам фильм – черты комедии и драмы. Незабываемая мелодия Алана Сильвестри, под которую Марти Макфлай отправляется в будущее, и песни Эрика Клэптона и Линдсея Бакингэма из Fleetwood Mac. Хит, взнесший на вершины хит-парадов группу Huey Lewis and The News – и потрясающая версия песни «Earth Angel», оставляющая позади оригинал из 50-х. Конечно, некоторые из этих песен неотделимы от кадров, в которых они звучат, но именно этот саундтрек великолепно слушается и сам по себе – как это и бывает со всякой по-настоящему хорошей звуковой дорожкой.
«Грязные танцы» (1987)
Еще один саундтрек к фильму о танцах в летнем лагере стал не только звуковой дорожкой к одному из самых известных и кассовых фильмов 80-х, но и вещью в себе: классические песни The Contours, Соломона Берка и Отиса Реддинга сочетаются с такими хитами, как «Hungry Eyes» Эрика Кармена и балладой «She’s Like the Wind», вполне уверенно спетой самим Патриком Суэйзи, а финальная «(I’ve Had) The Time of My Life» заработала в соответствующих номинациях «Грэмми», «Оскар» и «Золотой Глобус». И это тот случай, когда фильм стоит смотреть в том числе и ради музыки.
«Телохранитель» (1992)
Фильм о певице, которой угрожает неведомый убийца, должен был стать «черно-белым» изначально: на роль Рэйчел Мэррон претендовала Дайана Росс, а телохранителя должен был сыграть Стив Маккуин. Однако от идеи до ее воплощения прошло 20 лет, и места Росс и Маккуина заняла всем нам хорошо известная пара: фильм оказался пиком карьеры Уитни и продолжил серию блокбастеров Кевина Костнера, наряду с фильмом о Робине Гуде и вестерном «Танцующий с волками». Что же до саундтрека, то многие кривятся от упоминания Той Самой Песни, полагая, что оригинал Долли Партон куда интереснее (да, самая известная песня Уитни таки кавер), но не ею одной жива пластинка, ибо «I Have Nothing», «Queen of The Night» и «I’m Every Woman» вышли ничуть не хуже. Еще один незаслуженно забытый бриллиант пластинки звучит на титрах: песня «Even If My Heart Would Break» исполнена известным соул-певцом Аароном Невиллом под аккомпанемент саксофона Кенни Джи. И она стоит не меньшего внимания, нежели песни Уитни.
«Криминальное чтиво» (1994)
Фильм о приключениях гангстеров под руководством мафиозного босса Марселлуса Уоллеса произвел в киномире эффект разорвавшейся бомбы, в очередной раз перезапустил карьеру Джона Траволты и вывел в высшую лигу Сэмюэла Л.Джексона и Уму Турман. Немалую роль в успехе сыграл и саундтрек: резонно решив, что зритель будет только рад услышать в нем знакомые мелодии, режиссер набил его серф-музыкой 50-х и прочими радостями жизни. Кавер-версия песни Нила Даймонда «Girl You’ll Be A Woman Soon» внезапно стала известнее оригинала, а знаменитая «You Never Can Tell» Чака Берри вошла в историю кино вместе со сценой танца Мии Уоллес и Винсента Веги.
«На игле» (1995)
Если Квентин Тарантино вернул в кино моду на Чака Берри и музыку Stealers Wheel, то Дэнни Бойл, повествуя о жизни шотландских наркоманов, выбрал для своего кино самую что ни на есть профильную музыку – «Lust For Life» Игги Попа, «Born Slippy» группы Underworld и «Deep Blue Day» маэстро Брайана Ино. Смешайте все это с несколькими песнями модных тогда Blur и Pulp – и получите грамотный и по-хорошему нервный саундтрек к одному из главных фильмов 90-х.
Читайте также: 20 культовых фильмов, которые были запрещены в разных странах мира
«Мертвец» (1995)
В отличие от Тарантино, при создании саундтрека Джим Джармуш предпочитает обращаться к не самым очевидным авторам и композициям. Сам он говорит, что содержание его кинолент наполовину раскрывается через звук: пригласив для записи саундтрека звезду рока 60-70-х Нила Янга, он получил цепочку гитарных аккордов и риффов, которые были сымпровизированы Янгом при просмотре фильма. Запись получилась мрачной и атмосферной, совершенно под стать эзотерическому полотну, созданному Джармушем – а сам маэстро заявил, что Янг «перенес фильм на более высокий уровень, переплетя дух рассказа со своей музыкально-эмоциональной реакцией на него».
«Клуб "Буэна Виста"» (1998)
Этот фильм появился на свет благодаря энтузиазму Рая Кудера – виртуозного гитариста в стиле американы, который заинтересовался кубинской музыкой и специально отправился на Кубу в поисках аутентичных музыкантов, способных сохранить наследие кубинской музыки 50-х. Поиски увенчались успехом – после аншлагового концерта в Карнеги-холле в мире произошел новый всплеск интереса к латиноамериканской музыке, а снятый Вимом Вендерсом документальный фильм о поисках музыкантов и записи совместной пластинки был выдвинут на «Оскар».
«Девственницы-самоубийцы» (1999)
Дуэт Жана-Бенуа Дункеля и Николя Годена продолжил славную линию Жана-Мишеля Жарра и Дидье Маруани – разве что результат неизменно был ближе к задумчивой музыке Жарра, нежели к насквозь коммерческому Маруани. Взяв на вооружение старые добрые аналоговые Moog и Rhodes, группа Air обратила на себя внимание первым альбомом «Moon Safari» и закрепила успех саундтреком к фильму Софии Копполы «Девственницы-самоубийцы». Единственной песней с вокалом на нем стала «Playground Love», на которую был снят довольно необычный клип, столь же грустный и меланхоличный, что и фильм, и книга Джеффри Евгенидиса, по которой он был поставлен.
«Почти знаменит» (2000)
Саймон и Гарфанкел, Элтон Джон, Кэт Стивенс, The Who, Yes, Beach Boys… Именно такая музыка и должна звучать в фильме о юном поклоннике рок-музыки 60-х–70-х, который волею случая становится сотрудником влиятельного рок-журнала и отправляется в тур с любимой командой, чтобы написать о ней статью. Кстати, группа с названием Stillwater тоже существовала в 70-е, хоть и играла несколько другую музыку, нежели вымышленный коллектив из фильма. Как бы там ни было, у Кэмерона Кроу получился саундтрек, близкий к идеальному, и полученная в 2000 году премия «Грэмми» – лишнее тому свидетельство.
«Внутри Льюина Дэвиса» (2012)
За что бы ни брались братья Коэны – за гангстерскую драму, шпионский боевик, роуд-муви или оммаж фильмам 40-х – они всегда делают из этого что-то свое, непохожее ни на один другой фильм и весьма атмосферное. Это касается и их опыта в жанре псевдо-биографического фильма «Внутри Льюина Дэвиса». Пригласив к сотрудничеству знатока американы Ти-Боуна Бернетта, братья получили не только ленту, полную сочувствия к неудачливым фолк-музыкантам, но и блестящий саундтрек, частью которого стали фолк-баллады в исполнении Оскара Айзека, сыгравшего главную роль. Еще одной находкой стало сотрудничество со звездой современной музыки Джастином Тимберлейком – как оказалось, старые песни в его исполнении звучат не хуже более привычных работ в жанре R’n’B.