Ненастоящие Deep Purple
Для большинства меломанов группа Deep Purple ассоциируется с пятью именами: вокалист Ян Гиллан, гитарист Ричи Блэкмор, органист Джон Лорд, бас-гитарист Роджер Гловер и ударник Ян Пейс. Между тем начиналась история группы вовсе не в этом составе: поначалу команда играла музыку ближе к прогрессивному року, и одним из ее участников был вокалист Род Эванс, оказавшийся в центре скандала в 1980 году.
Началось все с того, что двое участников группы New Steppenwolf, сформировавшейся на останках знаменитой хард-блюзовой команды конца 60-х, почуяли интерес публики к «музыке юности»: если классические Deep Purple уже лет пять как развалились и не готовы собраться вновь, почему бы не привлечь кого-то из «раньшего» времени? Их выбор пал на Рода Эванса и бас-гитариста Ника Симпера, которых и заменили в свое время Гиллан и Гловер, но если Симпер отказался участвовать в столь сомнительной авантюре, то Эванс все же решил снять пенки и принял участие в серии выступлений под вывеской Deep Purple в Мексике и Северной Америке.
Итог оказался предсказуем: если песни времен Симпера-Эванса на концертах звучали все же неплохо, то более поздние песни, без которых было никак не обойтись, – хуже некуда, так что состав Эванса нарекли откровенной подделкой даже фанаты. А вскоре к ситуации подключились и бывшие коллеги: в газетах появилось объявление о грядущем концерте так называемых Deep Purple на стадионе Long Beach Arena, в котором «не примет участие» никто из настоящих членов группы. В итоге против незадачливого певца был подан судебный иск на сотни тысяч долларов: эту сумму было решено удержать из причитающихся ему отчислений за три альбома, записанных на старте карьеры Deep Purple, а также из доходов от любых его будущих проектов. Неудивительно, что после этого Род Эванс вообще пропал из поля зрения музыкальной, да и любой другой прессы.
Поддельная пианистка
В 2012 году на канале BBC One вышел документальный фильм «Loving Miss Hatto» о британской пианистке Джойс Хатто, выпустившей за несколько лет более сотни собственных интерпретаций Листа, Шопена и других классических композиторов. При этом она предпочитала концертам затворнический образ жизни: как заявил муж пианистки Уильям Баррингтон-Куп, это было вызвано онкологическим заболеванием, с которым его жена якобы боролась с 1976 года.
Хатто умерла в 2006 году, при жизни познав немалую славу: критики провозгласили ее «одной из лучших пианисток, которых когда-либо породила Британия». Однако всего год спустя после смерти Хатто выяснилось, что ее записи были скомпилированы из исполнений других артистов: муж пианистки, оказавшийся звукорежиссером, впоследствии признался в обмане и заявил, что его супруга не была в курсе его действий. Все мы знаем, куда ведет дорога благих намерений – но не был ли этот обман своего рода актом любви?
Суровый китайский блэк-метал
Музыка стиля блэк-метал часто идет об руку с анонимностью и созданием своего рода мифологии, одним из впечатляющих примеров которой может служить история группы Ghost Bath. Группа появилась на свет в 2012 году: сообщалось, что ее участники – китайцы, предпочитающие давать коллективные интервью под общим псевдонимом «Безымянные».
«В Китае процветает металлическая культура, но ее часто упускают из виду лейблы, средства массовой информации и поклонники... Ghost Bath – это блэк-металлический квартет из города Чунцин, чьи красивые мелодии способны воодушевить даже человека, находящегося в глубокой депрессии», – писал портал Pitchfork в рецензии на первый альбом группы с жизнеутверждающим названием «Funeral» («Похороны»).
В 2015 году, вскоре после выхода второго альбома под названием «Moonlover», обман раскрылся: как выяснил журналист Ким Келли, таинственные китайцы были родом из Южной Дакоты и звались Джейми, Деннис, Тейлор и Донован.
«Мы видели, как клиенты Bandcamp в шутку называют себя норвежцами или уроженцами Ада, штат Мичиган, но не хотели делать так же. Чтобы остаться анонимными, мы выбрали страну несказанной красоты. И можете называть нас как хотите», – заявили псевдо-китайцы в интервью.
Фальшивые певцы от продюсера Boney M
Группа Milli Vanilli была новым проектом немецкого продюсера Фрэнка Фариана, более всего известного как создатель Boney M. И если визитной карточкой последних стало мягкое звучание евродиско, то в новом проекте запоминающиеся мелодии сочетались с рэп-вставками и жестким электронным звучанием. Это пришлось публике по вкусу: первый американский сингл «Girl You Know It’s True» стал № 2 в Billboard Hot 100, Американская версия альбома стала шестикратно платиновой, а в 1990 году группа получила «Грэмми» в категории «Лучший новый исполнитель», а также 3 награды American Music Awards.
Все это не спасло группу от скандала в конце 1989 года во время концерта группы в парке Lake Compounce в Бристоле, штат Коннектикут. Во время выступления ключевая фраза песни «Girl You Know It’s True» неожиданно начала звучать как заевшая пластинка: выяснилось, что проект выступает под фонограмму, анаходившиеся в тот момент на сцене Роберт Пилатус и Фабрис Морван не имеют вокальных данных и вообще не принимали участия в записи диска. В результате давления американской прессы танцоры добровольно вернули награду «Грэмми» и оказались фигурантами многочисленных исков о защите прав потребителей, благо пение под фонограмму тогда еще не стало нормой. В итоге группа распалась, в августе 1990 года было принято судебное соглашение, согласно которомуфанатам возмещалась стоимость записей Milli Vanilli, а также приобретенных ранее билетов на концерты.
При этом реальное число оставшихся на руках альбомов и синглов поп-дуэта превысило 44 миллиона копий. «Никто не понес пластинки Milli Vanilli назад в магазины, их хит "Blame It on the Rain" просто гремел. Думаю, скандал раздули ушлые юристы, которые поняли, что появился шанс подзаработать», – заявил в интервью журналу Rolling Stone глава выпускающей фирмы Arista Records Клайв Дэвис.
Японский Бетховен
Еще один скандал в мире классической музыки произошел в Японии и был связан с деятельностью некоего Мамору Самурагочи, который в середине 1990-х годов стал местной знаменитостью, в первую очередь благодаря своей первой «Хиросимской симфонии», посвященной жертвам взрыва 1945 года. В Японии она разошлась тиражом более 100 тысяч экземпляров и стала известна как «Симфония надежды». Между 1996 и 2014 годами Самурагочи выпустил еще несколько своих работ, а в 2008 году был удостоен премии Hiroshima Citizens' Award. Масла в огонь популярности подлил и тот факт, что Самурагочи называл себя глухим, поневоле напрашиваясь на сравнение с Бетховеном.
Однако в 2014 году разгорелся скандал, в ходе которого выяснилось, что «японский Бетховен» не является автором ни «Симфонии надежды», ни большинства других своих работ. BBC World Service опубликовала интервью некоего учителя музыки Такаши Ниигаки, в котором тот заявил, что Самурагочи заплатил ему за сочинение музыки, которую впоследствии выпускал под своим именем. А после того, как развеялся и миф о глухоте псевдо-композитора, тот заявил, что «глубоко стыдится своей лжи». Повинную голову меч не сечет, но награду Hiroshima Citizens' Award у неудавшегося сочинителя все же отобрали.