Пожилой вдовец и бывший разведчик, который убил много людей, помогает случайным людям и обязательно толкает какую-нибудь мудрость, прежде чем кого-то сломать, ведь Дензел Вашингтон – бесподобный драматический актер, а значит на один лишь экшен растрачиваться нельзя.
«Блажен тот пастырь, кто во имя милосердия и доброты ведет слабых за собой сквозь долину тьмы. И совершу над ними великое мщение наказаниями яростными, над теми, кто замыслит отравить и повредить братьям моим. И узнаешь ты, что имя мое Господь, когда мщение мое падет на тебя», – гласит монолог из «Криминального чтива», который очень точно определяет жестокого, но справедливого персонажа Дензела Вашингтона в «Великом уравнителе» (в оригинале – просто «уравнитель»).
Сиквел, который, видимо, сделали потому, что могли, но не потому, что хотели, снова показывает, что путь праведника труден и опасен, а гнев и месть его безжалостны. Отставной ЦРУшник (хотя бывших разведчиков не бывает) оказывается втянутым в заговор – агентов убирают одного за другим. Однако по-настоящему беда подкрадывается после того, как убивают его единственного друга и офицера ЦРУ на пенсии в исполнении Мелиссы Лео. Тут-то тихий и скромный герой начинает собственное расследование и вершит самосуд. В прошлом фильме Дензел притворялся работником магазина стройматериалов, в этом он таксует и играет чуть-чуть детектива.
Дабы не распыляться, надо сразу сказать, что Дензел Вашингтон поразительно убедителен в образе праведного карателя, убивающего, не дрогнув глазом, потому что иначе не заполнить пустоту в душе. Яростный мститель – классический киношный архетип, имя которому право и порядок. Вспомните балабановскую философию о силе в правде, правде в силе, силе в силе и правде в правде. Дензел строг и невозмутим, чем никого не удивишь – актер прекрасен в любом произведении, хотя в обоих «Великих уравнителях» он несколько повторяет образ, сыгранный в тонискоттовском «Гневе». Когда уравнитель в вашем городе, воздух становится чище, а трава зеленее.
«Великий уравнитель», основанный на сериале 80-х, поведал скромную историю добропорядочного мужика, который спасает проститутку, прям как Данила бритоголовую Дашку в «Брате 2». Герой живет по-монашески и поступает по совести, толкуя о здоровом духе в здоровом теле. Правда, на вкус первый фильм слегка «клюквенный»: музыка Чайковского, звучащая из яйца Фаберже, а русский мафиози подчиняет американцев по приказу кремлевского олигарха Владимира Пушкина. Ну, вы знаете, эти русские: оружие, наркотики, проститутки, рэкет. Зато Дензел шустро укладывает злодеев рюмкой, штопором, книгой и дрелью. Если вдруг вы все это забыли – не волнуйтесь, потому что сиквел самостоятелен. Вашингтон продолжает играть дружелюбного и мудрого соседа, который наказывает, философствуя. Печально поглядывающий на обручальное кольцо герой – добро с кулаками, которое нам нужно и которое мы заслуживаем.
Публика обожает насилие, когда «уравнивают» по правде и смачно. Если художественно первый фильм сделан достойно (не будем забывать, что оба «Великих уравнителя» – простецкие боевички), то сюжетно сиквел откровенно слаб, ибо авторы решили передать истории всю серьезность дензеловского мстителя. А дабы зритель ничего не заподозрил и ответственно воспринял заговор внутри агентуры, повествование разбавляют мелкими сюжетиками и не менее мелкими персонажами, которые вообще не играют никакой роли в ЦРУшной разборке, да и просто-напросто скучны. Разве что чернокожий подросток, мечтающий стать художником, которого добрый самаритянин берет под свое крыло, дабы уберечь от скитаний по улицам. Парень тот в исполнении Эштона «Лунный свет» Сандерса тусуется в кругу пацанов с района, возомнивших себя гангстерами, но не теми, кто в шляпах и сигарой в зубах, а теми, кто рэпчину слушает и цепями обвешаны. Дензел, будто строгий и внимательный отец, учит юного упрямца уму-разуму, дескать, не надо палить из стволов, потому что ствол не делает тебя мужиком, и что «должен» и «сделать» – понятия разные.
Сиквел, повествование которого тасуется между Бостоном, Брюсселем и Вашингтоном, стал действительно разговорнее, но герой Дензела, обожающий читать и поучать, так и остается загадкой. А зачем, когда можно впихнуть кучу других персонажей, вращающихся вокруг своего спасителя? Авторы старательно уходят от прошлого слишком крутого и слишком непобедимого героя, которое все равно дышит ему в спину. Охотится уже не русская мафия, а вчерашние свои.
Режиссер Антуан Фукуа, для которого это уже четвертая картина с Дензелом, ставит зрелищные экшен-сцены (схватка в машине и охота во время шторма), обыгрывая их крупными планами, странными ракурсами и разными скоростями, а великий уравнитель – все такой же одинокий и решительный добряк, владеющий специфическими навыками, приобретенными за время долгой работы в тени, навыками, которые делают Вашингтона ночным кошмаром для всяких гадов. Дензел творит такие лютые чудеса, что «Неудержимые» нервно икают. И все же пожилой дядька гораздо увлекательнее истории. А на вопрос: «Кто ты, старик?»,сдержанный Дензел, традиционно молча, посмотрит прямо в глаза, да так, что увидит твою душу, но не произнесет ни слова. Супергерой, «рука Бога», который обо всех всегда все знает, но который не летает.