Стивен Кинг, на счету которого 58 романов и 10 сборников рассказов (не считая автобиографий, исследований и мемуаров), за свою сорокапятилетнюю карьеру заработал славу не только потрясающе плодовитого и влиятельного автора, но и, пожалуй, самого известного и продаваемого среди писателей, работающих в жанре ужасов. По его произведениям уже было снято рекордное число экранизаций – 66 фильмов и 29 сериалов, и новые премьеры ожидаются в скором будущем. Рассказываем о 10 романах Кинга, каждый из которых был экранизирован (некоторые даже не один раз), и, вместе с экранизацией, представляют собой уже ставшую легендарной часть обширного наследия «короля ужасов».
«Кэрри» (1974)
Самый первый опубликованный роман Стивена Кинга о Кэрри Уайт, девушке-изгое и жертве школьной травли, открывшей в себе способности к телекинезу, поначалу был довольно прохладно встречен критикой. Но сразу же обрел популярность после экранизации Брайана де Пальмы с Сисси Спайсек и Джоном Траволтой «Кэрри» (1976). Впоследствии роман был экранизирован еще дважды: Дэвидом Карсоном («Кэрри», 2002) и Кимберли Пирс, в чьем триллере «Телекинез» (2013) главные роли исполнили Хлоя Морец и Джулианна Мур. Помимо экранизаций, роман «Кэрри» вдохновил одноименный мюзикл и даже комедийное переложение (которое сам Кинг одобрил), и стал началом всей долгой и феноменально плодотворной карьеры писателя. Учитывая все это, особенно примечательна история книги: первоначально Кинг посчитал задумку неудачной и выбросил черновик в мусорную корзину. Роман был благополучно завершен только благодаря тому, что черновик обнаружила жена Кинга, Табита, и уговорила его снова приняться за работу.
«Кристина» (1983)
Как и в «Кэрри», в романе «Кристина» речь идет о подростковой жестокости, только на этот раз главный герой (он же жертва, и он же проводник сверхъестественных сил в наш мир) – семнадцатилетний юноша по имени Эрни Каннингейм. В школе все издеваются над Эрни из-за его внешности, за исключением его единственного друга Дэнниса, и он слывет законченным рохлей и неудачником. Но потом, когда он приобретает подержанную машину, старый «плимут-фьюри», его жизнь вдруг полностью меняется. У Эрни, который зовет свою машину Кристиной, устанавливается странная связь с автомобилем. Юноша становится уверенным в себе, буквально другим человеком – но, увы, не потому, что поборол своих демонов, а из-за того, что стал добычей новых. Мастер фильмов ужасов Джон Карпентер не смог пройти мимо романа об «одержимой» машине-убийце. Его экранизация («Кристина», 1983) стала культовой.
«Сияние» (1977)
В своем третьем романе Стивен Кинг обратился к освященной временем тематике «проклятого места» или «дома с привидениями». Джек Торранс, бывший учитель и неудачливый писатель, страдающий алкоголизмом, устраивается смотрителем в отрезанный от цивилизации отель «Оверлук». Отель расположен высоко в горах, и там Джеку предстоит провести всю зиму со своей женой Венди и пятилетним сыном Дэнни. Однако «Оверлук» издавна пользуется дурной славой, и, как только снег отрезает семье Торрансов путь к отступлению, всем троим приходится столкнуться с темными силами, которые владеют отелем...
Экранизация романа, снятая Стэнли Кубриком – «Сияние» (1980) – стала едва ли не самой известной из экранизаций произведений Стивена Кинга, оказавшей большое влияние на поп-культуру. Из-за того, что режиссер обошелся с первоисточником очень вольно и добавил слишком многое от себя, сам Кинг от экранизации в восторге не остался.
Кстати, сейчас идет работа над сиквелом «Сияния» – фильмом «Доктор Сон», в основу которого лег одноименный роман Кинга. Роль взрослого Дэнни Торранса сыграет Юэн МакГрегор (его кандидатуру одобрил сам писатель).
Читайте также: Странные привычки и увлечения 15 знаменитых писателей
«Оно» (1986)
«Классический» роман Стивена Кинга, который во многом представляет собой квинтэссенцию его творчества – от главных героев-детей и «непримечательного маленького городка» в штате Мэн (впоследствии Дерри занял в творчестве писателя важное место), до того монстра, с которым приходится бороться персонажам, имеющего одновременно черты оборотня, вампира и инопланетной формы жизни. На самом деле, Оно – это безымянное чудовище, существующее вне времени, принимающее формы самых главных страхов своих жертв и питающееся их ужасом. Самым известным из обликов Оно стал, разумеется, клоун Пеннивайз. Роман, в котором Кинг использовал в качестве антагониста собирательный образ из всех «Знаменитых Монстров» и исследовал саму природу страха, экранизировали сначала в 1990 году, когда был выпущен мини-сериал «Оно» с Тимом Карри, и в 2017, когда на экраны вышла первая часть экранизации Андреса Мускетти «Оно», посвященная событиям детства главных героев. Вторая часть, рассказывающая о сражении повзрослевших героев с демоническим клоуном, «Оно 2», выйдет в прокат в 2019 году.
«Игра Джералда» (1992)
Сделав себе имя главным образом на сюжетах, где герои сталкивались с потусторонними, мистическими угрозами, в «Игре Джералда» Стивен Кинг обратился к психологической драме. Главная героиня романа, Джесси, и ее муж Джералд проводят романтические выходные в своем загородном доме. Будучи любителем довольно оригинальных любовных игр, Джералд приковывает Джесси к кровати наручниками – и отказывается остановиться, когда той приходится не по душе такой поворот событий. Совершенно неожиданно у Джералда случается сердечный приступ, и он умирает – а обездвиженная Джесси остается одна, совершенно беспомощная, и без надежды на чье-либо вмешательство, так как курортный поселок пустует. После этого Джесси предстоит бороться за свое спасение, заодно погружаясь в воспоминания о своей жизни и в давно вытесненные из памяти травмы ее прошлого.
В 2017 году стриминговый сервис Netflix выпустил экранизацию романа, главные роли в которой исполнили Карла Гуджино и Брюс Гринвуд.
«Жребий» (1975)
Роман, который сам Стивен Кинг называл самой любимой из своих книг, стал первой его работой, где фигурирует главный герой-писатель, и этот троп Кинг впоследствии использовал много раз. Сюжет второго опубликованного романа Кинга построен вокруг чуть ли не самых известных и обросших легендами монстров, традиционных для жанра ужасов – вампиров (о которых, однако, Кинг за свою карьеру писал совсем немного). Бен Мирс, известный писатель, приезжает в маленький город, где родился и вырос, собираясь приняться за новый роман. Одновременно с ним в городе появляются два таинственных чужака, после чего начинается череда исчезновений и странных смертей. Вскоре Мирс обнаруживает, что его родной городок стремительно превращается в одно большое логово вампиров.
По мотивам романа был снят фильм ужасов «Салемские вампиры» (1979) и сериал «Участь Салема» (2004), в котором снялись Дональд Сазерленд и Рутгер Хауэр.
«Мизери» (1987)
Еще один роман, в котором Стивен Кинг отошел от обычной мистической тематики своих работ, рассказывает о популярном писателе Поле Шелдоне, который попадает в автомобильную катастрофу в пустынной местности, и приходит в себя в доме женщины по имени Энни Уилкс. Энни называет себя «самой преданной фанаткой» Шелдона и ухаживает за ним, будучи медсестрой по профессии. Однако, чем дальше заходит дело, тем яснее становится, что Энни – безумна и очень опасна, и вырваться из-под ее «любящей опеки» Шелдону, который после аварии не может самостоятельно передвигаться, будет крайне непросто. Мастерски написанное исследование темы взаимоотношений между знаменитостями и поклонниками, где Кинг препарировал в том числе и суть писательской профессии, получило чрезвычайно успешную экранизацию – «Мизери» (1990), которая принесла Кэти Бейтс, исполнительнице роли Энни Уилкс, премию «Оскар».
Читайте также: 15 отличных экранизаций произведений мастера хоррора Стивена Кинга
«Куджо» (1981)
В романах Стивена Кинга смертельная угроза может таиться в чем угодно, даже в самом привычном, знакомом, а иногда даже и любимом. В данном случае речь идет о домашнем питомце и любимце семьи. Сенбернар по кличке Куджо подхватывает бешенство и с этого момента из дружелюбного пса превращается в чудовище. Женщина, приехавшая к дому, где обитает собака, вместе с маленьким сыном, становится ее заложницей, когда машина ломается, и поблизости не оказывается никого, за исключением Куджо, который ищет себе новых жертв. Экранизация, снятая режиссером Льюисом Тигом, появилась в 1983 году («Куджо»), причем концовку фильма ужасов заменили на более оптимистическую по сравнению с романом.
«Противостояние» (1990)
В «Противостоянии», одной из самых масштабных своих работ, Стивен Кинг смешал некоторые черты фэнтезийной эпопеи с элементами фантастики и ужасов, сделав основной темой постапокалипсис. Для любителей этого жанра, как и вообще для любителей творчества Кинга, эта книга – своего рода «мастхэв», ведь речь идет о «конце мира, каким мы его знаем». Вирус «супергриппа», секретно разрабатывавшийся как биологическое оружие, вырывается из лаборатории и очень быстро распространяется, уничтожая практически все население. Иммунитет к нему имеют считанные единицы, например, Стюарт Редман, совершенно обычный человек, которому, однако, предстоит сыграть очень важную роль в «дивном новом мире». После падения прежнего общества довольно-таки скоро образуется новое, и оно делится на два противостоящих друг другу лагеря «светлой» и «темной» стороны.
По мотивам романа был снят мини-сериал «Противостояние» (1994). С 2011 года киноделы разрабатывают идею полнометражного проекта, но судьба этой адаптации до сих пор остается под вопросом.
«Кладбище домашних животных» (1983)
Книга, которую сам Стивен Кинг называл «вышедшей из темных закоулков его души», и вообще самым страшным произведением, которое он когда-либо писал, затрагивает такие болезненные темы и настолько не оставляет своим героям надежды, что Кинг даже не хотел публиковать ее. Супружеская пара, Луис и Рейчел Криды, вместе с двумя детьми переезжают на новое место. Их новый дом расположен не только совсем рядом с опасным шоссе, но и в непосредственной близости от кладбища домашних животных, за которым лежит старое индейское кладбище. Земля этого кладбища проявляет свои мистические свойства, когда Луис хоронит там кота своей дочери, сбитого грузовиком, и через некоторое время кот возвращается к жизни – правда, становится каким-то зловещим. Но самое ужасное начинается, когда грузовик сбивает сына Луиса – тот, мучаясь от горя, уже знает о возможности его воскресить...
В 1989 году роман экранизировала Мэри Ламберт, чью работу Кинг горячо одобрил. В 2015 году желание взяться за экранизацию изъявил Гильермо дель Торо, но в итоге режиссерское кресло досталось Хуану Карлосу Фреснадильо. Ждем премьеру в 2019 году.