«Хищник»: Мы рождены, чтоб классику сделать пылью

Режиссер Шейн Блэк танцует на костях культовой франшизы.

Помните радиста, травящего своим товарищам по оружию вульгарные анекдоты про «я лизал своей подружке» и все в таком духе? Так вот, того очкарика в кепке играл Шейн Блэк, сценарист «Смертельного оружия», которого пригласили в «Хищник» (фильм можно назвать производной «Чужих»), чтобы отшлифовать сценарий, но Блэк отказался, за что был «убит» первым. Убили персонажа, разумеется, по имени Хокинс, которого, возможно, никто даже и не вспомнит.

Кадр из фильма «Хищник»

Теперь Шейн Блэк занял место сценариста и режиссера нового «Хищника», чтобы, видимо, окончательно добить франшизу, судьба которой и так печальна. Уже сиквел с Дэнни «Я слишком стар для этого дерьма» Гловером похоронил миф о космическом охотнике, будучи на полтора часа длиннее, чем нужно. А если кто забыл, еще дважды сталкивали Хищника и Чужого в кинодилогии «Чужой против Хищника». Второй «ЧПХ» вышел с говорящим подзаголовком «Requiem». Франшизу угробили, похороны отыграли, но Шейн Блэк решил вернуться, чтобы сплясать на костях. Обида за первый фильм не забыта.

Кадр из фильма «Хищник»

«Хищник» Шейна Блэка получился тупой и жестокой пародией на фантастические боевики, которая не имеет ничего общего с первым фильмом. Да, авторы цитируют оригинал, где-то даже перефразируя знаменитые «уанлайнеры», вроде «You're one ugly motherfucker!», но ничто не сравнится с «I ain't got time to bleed», «Come on! Kill me! Do it now!», «If it bleeds, we can kill it» и «крылатыми» «Dillon!... You son of a bitch!» и «Get to the chopper!». Вырисовывается преемственность, но она не очевидна – новый фильм не назвать прямым сиквелом или ностальгическим ребутом. Блэк превращает легенду о Хищнике в постмодернистскую карикатуру, забывая о напряжении и загадочности, что делало оригинал поразительно живым и эффектным.

Кадр из фильма «Хищник»

Дело в том, что воскрешать нечего – остается смеяться и издеваться. Хардкорные поклонники олдскульного экшена, вроде «Коммандоса» (именно для них был создан «Хищник») будут смотреть со слезами на глазах. Новый «Хищник» не может похвастаться мощной мускулатурой, зрелищной мясорубкой и обаятельным австрийским акцентом. Без Шварца эта охота уже не та. Нет здесь и солидного окружения – кадр заполонили клоуны. Феминизм и вайнштейнизм вытесняют милитаристскую браваду, пусть и делают это неуверенно. Толпа остряков (Бойд Холбрук, Треванте Роудс, Кигэн-Майкл Ки, Томас Джейн, Алфи Аллен) – цирк на колесах, причем, буквально: вояки, все как один похожие на того самого чудака Хокинса, катаются на автобусе для ветеранов.

Кадр из фильма «Хищник»

Фильм о зверюге, которая сдирает кожу и вырывает позвоночники. Какие, к черту, шутки? Не покидает ощущение, будто смотришь «Луни Тюнз», только для взрослых. Даже Хищник шутит по-черному. Видать, порох в пороховницах остался только на донышке. Добавьте сюда смышленого ребенка (чудо-мальчика играет Джейкоб Трамбле) и дамочку (Оливия Манн), способную пристрелить болтливых остряков. Такие нынче нравы. Приправьте рассказ о спасении человечества CGI-кровью и визуальными эффектами середины нулевых. Позорнее только гигантский Хищник, эдакий сверхубийца, который, по сути, должен быть охотником ловким и хитрым. Нельзя не вспомнить «Дум», потому что непонятно, то ли этот мультяшный экшен смотришь, то ли в него играешь, но достойную дичь тут найти непросто.

Кадр из фильма «Хищник»

Голливуд не волнуют мускулы и оружие. Голливуд превращает бодрый, опасный, поистине мужской боевик в гротескную насмешку для подростков. Потому-то вместо хлесткого «Стая вялых педиков! Эта штука сделает вас настоящими сексуальными тираннозаврами!» перед публикой вырисовывается отряд клоунов, жующих маринованные огурчики. Никто не мажется черноземом, не косит джунгли пулеметной очередью, не курит толстенные сигары. И армейским братством не пахнет – герои друг другу никто. И нет жарких, как инферно, тропиков – действие происходит в городе. Как бы там ни было, но именно джунгли рифмовались с космическим зверем.

Кадр из фильма «Хищник»

«Хищник» Джона МакТирнана обладал серьезностью, ведь режиссер изобразил абсурдность американского милитаризма. Выпущенные в монстра пули оказались бесполезными. А кто вооружен – добыча. Вспомним, что оригинал был продуктом холодной войны, и все встанет на свои места. Там вам и русские военные советники, и чудовище с оружием массового поражения на предплечье, а Хищник усмиряет желание американцев повоевать. Пацифистское кино.

Кадр из фильма «Хищник»

Шейн Блэк, однако, рассказывает о крушении космического корабля, где среди обломков американский наемник находит и крадет инопланетные доспехи и отправляет их своему маленькому сыну, который способен расшифровать хищнический язык. Тут-то и начинается вся суматоха между клыкастыми пришельцами, придурковатыми вояками и хитрыми спецслужбами. Авторы, которым все хиханьки да хаханьки, разрываются и путаются: то ли боевик, то ли комедия, то ли про одаренного мальчика с фантастическими железяками, то ли про планетарную войну и предательство во имя гуманизма.

Кадр из фильма «Хищник»

Понятное дело, инопланетной тварью публику не напугать – эталоннейшему фильму МакТирнана уж за 30, да и сам монстр давно «впитался» в поп-культуру. Зато зрителю позволяют как следует разглядеть жуткую рожу Хищника, у которой обнаружили человеческие гены. Особенно хорошо становится, когда слышишь хищническое мурчанье и видишь тепловое зрение охотника под композиции Алана Сильвестри. Впрочем, все это слабое утешение в таком насквозь пошлом боевике. Посмотрев «Хищника» МакТирнана, чувствуешь прилив сил, а от «Хищника» Блэка впадаешь в уныние. Не боевик, а безвкусная комедия, истекающая кровью.

Читайте также