20 сентября в российский прокат вышел, пожалуй, самый ожидаемый хоррор 2018 года – «Проклятие монахини», снятый Корином Харди под чутким руководством создателя вселенной «Заклятие» Джеймса Вана в качестве продюсера и сценариста. Главной задачей проекта было раскрыть перед зрителем историю той самой жуткой монахини, которую мы увидели в «Заклятии 2». Можно сказать, с этим лента справилась. Однако так ли добротно, как ожидали зрители?
Действие «Проклятия монахини» переносит нас в идеальное место для хоррора – мрачное и колоритное аббатство где-то в глуши Румынии. Необходимое настроение создается сразу. В столь далекие места главных героев, отца Бёрка (Демиан Бичир) и сестру Айрен (Таисса Фармига), привело дело о самоубийстве одной из местных монахинь. Любопытно при этом, что Бёрк отправился туда по поручению самого Ватикана, а Айрен, еще даже не давшую обеты послушницу, представители «верхушки» церкви пригласили составить компанию отцу по каким-то весьма туманным причинам. (Однако по ходу развития сюжета зрители начнут догадываться, почему выбор пал именно на нее.) В монастыре героев встречает странная настоятельница – свое лицо она прячет, а на вопросы отвечает неохотно. Из-за позднего часа Бёрку и Айрен приходится переночевать в монастыре, и тут-то все и начинается...
Почитав многочисленные критические замечания зарубежных рецензентов, отчасти соглашаешься с их основным тезисом: «Проклятие монахини» – безумно красивая картинка, которой не хватает самого ужаса. Визуально лента выглядит замечательно: в нужном месте на экране появляются черные вороны, обилие распятий и крестов усиливает «готичность» картины, а могильные колокольчики, не застывающая лужа крови и прочие, казалось бы, мелкие «страшные» детали позволяют зрителю прикоснуться к «душе» проекта. В общем, отменная работа для поклонников «готического театра», вроде «Сонной лощины» или «Мертвой тишины».
Одна из самых важных вещей в хорроре – это именно атмосфера. В хорошем фильме ужасов она, «захватывая» зрителя, не дает ему вернуться в «реальность», пока на экране не появятся финальные титры – буквально «не отпускает». В «Проклятии монахини» атмосфера есть, однако какие-то странные, то ли нарочитые, то ли непродуманные спорные моменты заставят внимательного зрителя на пару секунд отвлечься от ленты. И речь даже не о юморе, который вполне уместно вплетен в картину, что большая редкость для хорроров. Проблема в сюжетных огрехах, допущенных как будто из-за спешки. Например, момент, когда сестра Айрен вдруг за долю секунды понимает, что это именно отец Бёрк звонит в могильный колокольчик, находясь под землей. Конечно, у нее есть дар ясновидения, однако выглядит это как-то неправдоподобно и нарочито. То же можно сказать про странный момент, когда главные герои, блуждая по темным коридорам запретного места монастыря, где их поджидает древний демон Валак, словно по режиссерской команде, разделяются – прямо в «лучших» традициях хоррорных клише. Такие неловкие моменты, совершенно не похожие на перфекциониста Джеймса Вана, «выкидывают» зрителя из вселенной, а значит, он не в полной мере может насладиться атмосферой ленты и хитросплетениями сюжета.
Страшное в «Проклятии монахини» определенно есть – но по большей части оно как бы прячется за прекрасным, не выходит дальше «формы» – предметов, которые, по идее, должны пугать. В то же время среди «криповых» моментов, которые вполне предсказуемы, есть скримеры настолько внезапные и жуткие, что затрясутся поджилки – их невозможно предугадать, и они застают врасплох, оставляя после приятное чувство «страшного» любопытства, требующего дальнейшего погружения в историю.
Ценители олдскульных хорроров точно оценят сцену, когда обладатель шикарной улыбки Френчи (Йонас Блоке) оказывается в окружении призраков с окровавленными мешками на головах (на ум сразу приходят медсестры из «Сайлент Хилла»). Не будем спойлерить, к чему отсылают эти образы и как они связаны с главной антагонисткой, однако сам момент, когда парень пробирается сквозь толпу этих существ, можно смело назвать самым нервным моментом в ленте! Одна из финальных сцен хоррора, назовем ее «Вода и кровь», по масштабу и эпичности, пожалуй, уверенно оставляет позади все предыдущие картины серии. Особенно если смотреть «Проклятие монахини» в IMAX – без лишних слов, это заслуживает того, чтобы мурашки устроили по вам марафон. Однако в то же время надо иметь в виду, что при просмотре в широкоэкранном формате некоторые сцены хоть и выглядят зрелищно и размашисто, но в прямом смысле «головокружительны», из-за чего могут возникнуть не самые приятные физические ощущения.
Трио главных героев интригует, хотя в каком-то смысле спорной и в то же время любопытной кажется интерпретация актерами своих персонажей. Священник получился каким-то светским интеллигентом, послушница не такая кроткая, как полагается людям церкви, а паренек, который за ними увязался, уж слишком легкий на подъем и продвинутый для своего времени. Сценаристы что-то упустили? Актеры неправильно поняли характеры? А может, это очередной коварный план Джеймса Вана, за которым скрывается цель пополнить вселенную «Заклятие» неоднозначными и уникальными персонажами? Пожалуй, тут каждый зритель решит для себя, верить этой троице или нет. Что касается главной антагонистки, то создателям ленты и актрисе Бонни Ааронс удалось представить зрителям действительно интересного и необычного «монстра» – это не клишированный, а самостоятельный характер, в котором чувствуется особенный стержень.
Финал «Проклятия монахини» готовит для зрителей еще один приятный сюрприз. С одной стороны, да – многие сюжетные твисты и мелкие повороты сюжета вполне ожидаемы и создают у зрителя ощущение, что и финал он с легкостью предскажет. На это работает и тот факт, что перед нами приквельный спин-офф «Заклятия 2», и уже «отработанные» каноны жанра, и даже промо-постер на кое-что намекает. Однако не обольщайтесь и приготовьтесь удивляться. Роли, которые исполнят те или иные герои в этой истории, станут связующими звеньями в целой вселенной «Заклятие».
P. S. В начале и конце фильма не пропустите камео супругов Эда и Лоррейн Уоррен, благодаря чему прояснится один загадочный момент из «Заклятия 2».