4 октября в России в прокат выходит антигеройский боевик «Веном» Рубена Флейшера с Томом Харди в главной роли. Рассказываем, почему одна из самых ожидаемых зрителями новинок этой осени обернулась чуть ли не главным разочарованием 2018 года.
Веном спасает мир? О проблемном сюжете
Фильм «Веном» рассказывает о журналисте Эдди Броке, который без страха освещает остросоциальные темы и однажды вмешивается в дела крупной корпорации, занимающейся масштабными исследованиями и опытами. У Брока внезапно оказываются доказательства того, что глава той самой компании – ученый и бизнесмен Карлтон Дрейк – проводит над людьми эксперименты, которые заканчиваются смертельным исходом. Правда, прежде чем ситуация доросла до скандала, влиятельный Дрейк буквально уничтожает жизнь Брока, который остается ни с чем. Но однажды Эдди все-таки проникает в научный центр и получает «в подарок» симбиота – доставленного из космоса агрессивного желеобразного инопланетянина, способного жить в одном организме с другим существом. Теперь невезучему журналисту необходимо разобраться с тем, как не лишиться собственной жизни в попытках свыкнуться с новым соседом по телу и при этом расследовать страшные преступления Дрейка, которые происходят за закрытыми дверями его лаборатории и ведут к ужасным последствиям для всего человечества.
В первой трети фильма авторы пытаются познакомить зрителя с главным героем и даже вызвать к нему некое сопереживание. Собственно, получается это не очень-то успешно в силу самых разных причин. Так, например, события в это время развиваются медленно и уныло. Ближе к середине, после знакомства Эдди Брока с симбиотом, фильм разгоняется. Однако махина эта несется хаотично, бездумно собирая на ходу все возможные клише жанра и не добавляя ничего интересного. Из-за этого ни одна из сюжетных линий, будь то любовные отношения героя, конфликт с Дрейком, сосуществование с симбиотом, действительно не захватывает зрительского внимания. Более того, есть ощущение, что «Веном» просто игнорирует все наработки современного супергеройского кино, будто бы обращаясь к такой «антиклассике», как «Сорвиголова» с Беном Аффлеком и «Женщина-кошка» с Холли Берри.
«Беззубая» адаптация – «беззубый» Веном
Еще один ориентированный на широкую аудиторию фильм сталкивается с тем, что его создатели относятся к своему детищу в первую (да и во вторую) очередь как к продукту, а не как к полноценному произведению массовой культуры. Создатели сперва пытались встать на платформу взрослого и жесткого, но при этом смешного «Дэдпула», который мощно выстрелил и показал, что ленты с рейтингом «18+» могут собирать огромную кассу. Подобное решение было, в общем-то, логично, ведь оно точно соответствовало мрачному и шизофреническому характеру Венома. Но затем кто-то решил, что есть смысл отказаться от метки «R» («18+»), после чего фильм начали на ходу подгонять под рейтинг «PG-13» (т.е. «Детям от 13», в России ленте присвоили рейтинг «16+»). Понятно, что это позволит практически без проблем продать ленту подростковой аудитории, однако подобные неоднозначные решения привели резким переменам (чего стоят хотя бы слова Харди о 40 вырезанных из фильма минутах его любимых сцен), которые в конце концов вылились в концептуальную несостоятельность и «беззубость» проекта, в том числе в лице показанного нам Венома.
Веном – один из популярнейших антигероев из комиксов Marvel, заклятый враг Человека-паука. Это жесткое и часто жестокое существо – настоящий кошмар, который не просто так получил высокие места в уйме всевозможных списков величайших злодеев из комиксов. В ленте Флейшера нам представляют во всех отношениях «обрезанную» версию Венома, который вечно просит подкрепиться и больше старается (пускай и без особого успеха) показаться забавным и даже милым, а не жестоким и бескомпромиссным. Тем, кто знаком с этим персонажем, подобное воплощение покажется как минимум спорным. Веном местами, конечно, пытается быть мрачным и жестоким, но лишь пытается, так как на деле на фоне того же «Дэдпула» происходящее в «Веноме», в том числе экшн-сцены и юмор, напоминает глупый детский утренник. Казалось бы, тема диалога симбиота с носителем Эдди Броком могла бы вылиться во что-то вроде недавнего «Апгрейда», где взаимодействие искусственного интеллекта с человеком показано действительно интересно. Но в этом фильме бескомпромиссность Венома будто бы и уходит на второй план, уступая благим человеческим началам Брока. И вся эта кажущаяся мрачность и заигрывание со взрослым контентом в итоге обращаются в пыль, которую создатели фильма на протяжении всего хронометража бросают в глаза зрителям.
Том Харди не в том месте не в то время
К сожалению, даже Том Харди в подобной ситуации оказывается неспособен исправить положение. Некоторые сцены с его участием вовсе напоминают набор неизобретательных юморесок, которым точно не место в дорогостоящем современном блокбастере. Копнуть в глубину и показать психологизм и двойственность положения, в котором оказался Эдди Брок, тоже удалось лишь поверхностно. Что касается его визави, то исполняющий роль главного злодея, ученого и бизнесмена Дрейка, Риз Ахмед то ли не годится на роль подобного антагониста, то ли, как и Харди, просто оказывается неправильно использованным «материалом» в руках неопытных или попросту потерянных создателей. Что-то подсказывает, что второй вариант ближе к правде.
Неизобретательный экшен с отстающими от времени эффектами
Опасения по поводу сомнительного качества компьютерной графики, которые появились в Сети после выхода трейлеров к фильму, к сожалению, оправдались. Визуально «Веном» не выдерживает никакого сравнения с картинами киновселенной Marvel. Это касается как технического исполнения, так и постановки, которая здесь временами до безобразия хаотична. Некоторые сцены превращаются в настоящую мешанину, в которой иногда не разобрать, что вообще происходит в кадре.
Симбиоз не удался
Фильм «Веном» – это искусственный продукт, который создатели пытаются продать зрителю всеми правдами и неправдами. Настоящие ценители Венома будут разочарованы в том, как беззубо их любимый персонаж показан в этом фильме. Поклонников современных экшн-лент не ждет ничего действительно захватывающего. Почитатели таланта Тома Харди не обрадуются тому, что знаменитый актер иногда выглядит в фильме просто потерянно, будто бы он попал в кадр случайно. Пожалуй, «Веном» в окружении супергеройских фильмов от студии Marvel просто не заслуживает зрительского внимания. Этот фильм не заслуживает вообще ничего.