«Дюна»
Фрэнк Герберт
Серия книг о планете Арракис просто-таки просилась на экран с самого начала, и нет ничего удивительного в том, что сценарий истории разрабатывался аж с середины 70-х годов. Изначально режиссировать картину должен был Алессандро Ходоровски, который хотел привлечь к проекту ни много ни мало Орсона Уэллса и Сальвадора Дали, причем последний должен был играть Императора, сидя на весьма необычном троне. Еще одним участником проекта стал художник Руди Гигер, который спустя несколько лет придумал знаменитый внешний вид Чужих – но, увы, фильм Ходоровски так и не был снят.
К идее «Дюны» вернулись спустя добрый десяток лет: режиссером нового фильма стал Дэвид Линч, однако из-за ограниченного бюджета на главные роли взяли малоизвестных тогда актеров вроде Кайла МакЛахлена, Шон Янг и пробующего себя в кино Стинга: фильм провалился в прокате, собрав всего $27 млн при бюджете в $42 млн, а поклонники посчитали, что Линч слишком вольно обошелся с сюжетом книги. К идее снять еще один фильм, достойный величественной саги Герберта, вернулись уже в новом веке: режиссером новой версии должен стать поклонник масштабных кинополотен Дени Вильнев, а на главные роли прочат звезду фильма «Зови меня своим именем» Тимоти Шаламе и Ребекку Фергюсон. Станет ли проект реальностью и чего от него ждать – покажет время.
«Конец вечности»
Айзек Азимов
Как ни странно, один из самых ярких и философских романов о путешествиях во времени до сих пор так и не нашел отклика у киноделов на родине. Из этой истории можно было сделать хоть фильм, хоть сериал, и слухи об этом ходят с 2009 года, но пока остаются лишь слухами. Несколько расторопнее оказались бывшие страны соцлагеря: в 1976 году историю Вечности перенес на экран венгерский режиссер Андраш Райнай, а в 1987 году то же самое сделал советский режиссер Андрей Ермаш. Увы, первую из этих экранизаций, кажется, никто не заметил, а вторую на портале «КиноПоиск» костерят почем зря – несмотря на участие таких суперзвезд, как Георгий Жженов, сыгравший Лабана Твиссела, и Сергей Юрский в роли Вычислителя Финжи, фильму помешало банальное отсутствие денег на полноценные спецэффекты, да и отступления от сюжета не прибавили картине поклонников. Почитателям романа остается только надеяться, что однажды большие шишки Голливуда все же обратят внимание на историю Эндрю Харлана и Нойс Ламбент.
«Чужак в чужой стране»
Роберт Хайнлайн
Книга о марсианине, явившемся на землю, чтобы стать кем-то вроде новой версии Христа, поначалу вызвала смешанные отзывы критиков – в «New York Times» роман назвали «неудачной мешаниной из научной фантастики, вымученного юмора, неинтересной социальной сатиры и дешевой эротики», а в «Galaxy» заявили, что Хайнлайн «откусил больший кусок, чем смог разжевать». Это не помешало ей стать лауреатом премии «Хьюго», библией в среде хиппи и первым научно-фантастическим романом, попавшим в список бестселлеров той же New York Times, а спустя полвека роман включили в библиотеку Конгресса США. В 2016 году компания Syfy заявила о разработке сериала на основе книги – но смогут ли его создатели передать глубину первоисточника, не сосредотачиваясь на деталях сюжета, которые вряд ли понравятся нынешним борцам за права женщин? Вопрос, ответа на который пока нет.
«Академия»
Айзек Азимов
Цикл романов о великой галактической империи и ее возрождении в далеком будущем оказался opus magnum одного из самых известных американских фантастов: он охватывает историю человечества на протяжении более 20 000 лет и включает 14 романов и несколько десятков рассказов. Говорят, что поклонником романов Азимова был в том числе и Усама бин Ладен, уподобивший себя герою цикла Гэри Селдону, который управляет обществом будущего путем заранее запланированных кризисов, а название романа в переводе на арабский звучит как «Аль-Кайда». По масштабности эта эпопея превосходит, пожалуй, даже «Игру престолов» и, может быть, именно поэтому ей до сих пор не повезло с воплощением на экране. В ноябре 2014 года было объявлено об экранизации книжного цикла силами телеканала HBO, причем сценаристом и продюсером был заявлен Джонатан Нолан. Однако впоследствии и руководство канала, и Нолан отошли от этой идеи в пользу куда менее масштабного «Мира Дикого Запада». В апреле 2017 года стало известно, что к работе над сериалом привлечена студия-правообладатель Skydance Television, а также сценаристы Дэвид Гойер и Джош Фридман, однако и эта новость пока что обернулась ничем. Что ж, похоже, есть книги, к которым лучше не подступаться, чтобы не потерпеть поражения.
«Игра Эндера»
Орсон Скотт Кард
Роман, получивший в середине 80-х две престижнейшие в научно-фантастической среде премии «Хьюго» и «Небьюла», запомнился не в последнюю очередь благодаря неоднозначности сюжета: обучение детей качествам бойцов и лидеров, яркие сюжетные твисты, а также философская глубина книги и ее продолжения «Голос тех, кого нет» сделали Орсона Скотта Карда автором, знакомство с которым обязательно для всякого берущегося за боевую фантастику. У киношников до этой книги руки дошли только в 2013 году: режиссер Гэвин Худ добросовестно перенес сюжет на экран, но с точки зрения глубины лишь скользнул по поверхности – несмотря на кассовый успех картины с участием ветерана звездных баталий Харрисона Форда и юных актеров Эйсы Баттерфилда и Хейли Стейнфилд, о запланированном продолжении уже давно ничего не слышно.
«Нейромант»
Уильям Гибсон
Едва ли не одновременно с «Игрой Эндера» в свет вышел еще один основополагающий роман – библия киберпанка «Нейромант» ввела в научную фантастику такие понятия, как искусственный интеллект, виртуальная реальность, транснациональные корпорации и киберпространство задолго до появления Нео, Тринити и других героев мира «Матрицы». Кстати, есть мнение, что саму концепцию Матрицы, а также кое-каких героев братья/сестры Вачовски списали у Гибсона. Увы, сюжет, в котором не так-то просто разобраться с первого раза, проиграл как «Матрице», так и другому произведению Гибсона «Джонни-Мнемоник» и до сих пор так и не перенесен на экран, несмотря на слухи о том, что роли в экранизации могут достаться Лайаму Нисону, Марку Уолбергу или Милле Йовович. В прошлом году стало известно, что за экранизацию готов взяться режиссер «Дэдпула 2» и нового «Терминатора» Тим Миллер – но не устареет ли картина морально еще до своего появления?
«Кэрри»
Стивен Кинг
Сам Кинг считает свой дебютный роман ученической ерундой и вспоминает о нем исключительно в связи с первыми шагами в литературе, однако, как ни крути, именно «Кэрри» стала основой едва ли не всех его тем в его творчестве и задала правила игры, от которых магистр ужаса с тех пор старается не отступать. Не так уж был плох и роман сам по себе – в отличие от его экранизаций. Фильму Брайана де Пальмы, несмотря на сыгравших главные роли Сисси Спейсек и Пайпер Лори, не хватило спецэффектов и общего ощущения катастрофы и ужаса в маленьком городке, а версии 2013 года недоставало убедительности актеров из предыдущей экранизации. И, увы, именно этот роман заложил основу традиции, согласно которой книги Кинга на экране теряют немалую часть глубины – а немногочисленные исключения только подтверждают правило.
«Гиперион»
Дэн Симмонс
Роман, вышедший в 1989 году и ставший классикой «космической оперы», выстроен как что-то вроде «Кентерберийских рассказов» в космическом антураже: консул, католический священник, военный, частный детектив, учёный, поэт и тамплиер отправляются в паломничество на планету Гиперион, чтобы спасти человечество, и решают рассказать свои истории, чтобы скоротать путь и понять, зачем их отправили на Гиперион. Герои рассуждают о религии, учатся воевать на примере битвы при Азенкуре и используют ковер-самолет, к тому же каждая из историй «выстроена» в своем жанре и происходит в собственном мире – все это своеобразно выглядит в формате романа, но становится непреодолимым препятствием на экране. И быть может, именно поэтому идея сериала или фильма по первым двум книгам Симмонса, снимать который еще в 2013 году должен был режиссер «Доктора Стрэнджа» Скотт Дерриксон, до сих пор так и остается лишь идеей.
«Джон Картер»
Эдгар Райс Берроуз
«Я не мог себе позволить купить новый роман Берроуза, поскольку мы были бедной семьей – и тогда написал свою собственную версию», – вспоминал о начале творческого пути большой поклонник Эдгара Райса Берроуза Рэй Брэдбери. Серия романов о Джоне Картере куда менее известна, чем другой герой того же автора по имени Тарзан, но именно она стала одним из краеугольных камней научно-фантастической литературы XX века: «попаданчество», неведомые цивилизации, инопланетная принцесса, землянин по имени Джон Картер, вынужденно сражающийся на одной из сторон – все это «Марсианский цикл» Берроуза. И если Тарзан стал героем доброго десятка лент, впоследствии признанных классикой, то история Джона Картера дошла до экрана только в 2012 году и провалилась в прокате: избалованный спецэффектами и космооперами зритель попросту не желал разбираться, кто был в этом деле первым – Лукас, Спилберг, бесчисленные создатели «Звездного пути» или Берроуз, опубликовавший первую из своих книг в далеком 1912 году.
«Обитаемый остров»
Аркадий и Борис Стругацкие
О кинематографичности «оптимистической повести о контакте», как характеризовал книгу Борис Стругацкий, заговорили уже после ее выхода, но долгая история с цензурой и неоднозначная критика книги в целом не позволили ей появиться на экранах. Произошло это только в 2009 году под руководством Федора Бондарчука: несмотря на бережное в целом отношение к первоисточнику и одобрение Бориса Стругацкого, критики и обычные зрители нашли в фильме, разделенном на две части, кучу ляпов и несообразностей в монтаже и спецэффектах, а также отметили неважную актерскую игру Василия Степанова, исполнившего главную роль. Надо сказать, что в целом фильм смотрится лучше, чем большинство поделок российского кинематографа, и, вероятно, медвежью услугу картине по большей части оказала сама фигура Федора Бондарчука. С другой стороны, выход фильма поднял новую волну интереса к книге-первоисточнику – и кто сказал, что это так уж плохо?