Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Человек на Луне»: Негероический герой

Дэмьен Шазелл «приземляет» историю Нила Армстронга, делая кино про реального человека, а не про фотографию из учебника истории.
10 октября 2018 0
Кадр из фильма ​«Человек на Луне»
Кадр из фильма ​«Человек на Луне»

11 октября в российский прокат выходит «Человек на Луне» – новый фильм от создателя «Ла-Ла Ленда» Дэмьена Шазелла. На этот раз американский режиссер представляет на суд зрителей не головокружительный мюзикл, а драматичный байопик про Нила Армстронга – первого человека, ступившего на поверхность Луны.

После сбивающей с ног своей энергетикой «Одержимости» и пронзительного яркого «Ла-Ла Ленда» 33-летний вундеркинд Дэмьен Шазелл принял предложение от голливудских боссов и выступил постановщиком байопика про одного из самых главных американских героев – Нила Армстронга. Не все поклонники молодого режиссера смогут принять и полюбить его новый фильм – слишком сильно он отличается от двух предыдущих его работ. Нужно понимать, что «Человек на Луне» – это, прежде всего, продюсерский проект Стивена Спилберга и оскароносного сценариста Джоша Сингера («В центре внимания»). То есть Шазелл изначально был лишен привычной творческой свободы, какая у него была раньше.

Кадр из фильма «Человек на Луне»

Кадр из фильма «Человек на Луне»

Если провести аналогию с историей, рассказанной в «Ла-Ла Ленде», то сейчас режиссер оказался в той же ситуации, что и герой Райана Гослинга, который принял приглашение поучаствовать в прибыльном, но попсовом проекте. Помните, как удивленно смотрела из зала героиня Эммы Стоун на роскошное, но совершенно не вяжущееся с образом джазиста шоу? Вот и у смотрящих новую космическую одиссею зрителей застыл немой вопрос в глазах: Дэмьен Шазелл, ты ли это? Однако не все так плохо, как могло бы показаться. Все-таки режиссер, стоит отдать ему должное, не пошел по легкому пути и не стал делать пафосный ура-патриотический фильм про героя и его «один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». Вместо скучного ЖЗЛ он рассказал историю про человека, который полетел в космос не для того, чтобы приладить к Луне американский флаг, а чтобы увезти с Земли тягостные воспоминания и похоронить их в лунном кратере. Как и в названии фильма – на первом месте человек, а уже потом Луна.

Кадр из фильма «Человек на Луне»

Кадр из фильма «Человек на Луне»

Открывает фильм очень сильная и страшная сцена (спасибо шведскому оператору Линусу Сандгрену): Армстронг еле-еле справляется с управлением каким-то хлипким летательным аппаратом, вынесшим его за пределы земной атмосферы и едва не развалившимся по пути. Кругом летят искры, приборы отмечают предельные показатели, дребезжат заклепки на обшивке, а равнодушный голос диспетчера констатирует, что дела идут не очень хорошо. Нил так же спокойно ему отвечает, что делает все возможное. Чудом приземляясь, вместо аплодисментов (как, например, в аналогичной сцене из «Времени первых») и слез радости Нил получает скупое: «Пилот – так себе. Третья ошибка за месяц». На дворе 1961 год, до высадки на Луну остается еще восемь лет. Все это время мы будем следить за Нилом и его жизнью, которая не сводится только к тренировкам и обучению. У него есть еще семья: волевая жена Дженет (британская актриса Клэр Фой имеет все шансы отхватить «Оскар» за эту роль) и двое детей. Однако вскоре младшая дочка Карен умирает от рака…

Кадр из фильма «Человек на Луне»

Кадр из фильма «Человек на Луне»

Шазелл активно «приземляет» историю Нила Армстронга, делает кино про реального человека, а не про фотографию из учебника истории. Ожидаемая риторика «догнать и перегнать Советский Союз» – дело ведь происходит в самый разгар космической гонки – звучит максимально тихо и где-то на периферии. Космонавты не толкают речей про то, как они горды и счастливы, а если и говорят об этом, то отрешенный и потерянный Армстронг этого не замечает. После пережитых нескольких трагедий (смерть дочки – только одна из них), Нила уже мало что удерживает на Земле. Жена будет требовать поговорить с детьми перед полетом, но для него самый важный ребенок – это умершая Карен, а ее он собирается взять с собой. Так же брали память о своих близких герои «Соляриса» и «Гравитации», отправляясь в космос.

Кадр из фильма «Человек на Луне»

Кадр из фильма «Человек на Луне»

Говоря честно, Нил Армстронг – не типичный шазелловский герой, хотя и играет его Райан Гослинг, знаковый для режиссера актер. Армстронг – скромный парень, не выскочка. Скорее физик, нежели лирик. Он трудоголик, но не из тех, кто ради мечты стирает себе руки в кровь барабанными палочками, а из тех, кто сбегает от семейных проблем на работу. Армстронг – не оратор, он односложно отвечает на вопросы, не красуется, в отличие от Базза Олдрина (броманса, как в «Салюте-7» или «Времени первых», здесь нет и в помине). Роль кумира постоянно соскальзывала с Нила Армстронга, но по воле случая он все-таки им стал.

Кадр из фильма «Человек на Луне»

Кадр из фильма «Человек на Луне»

«Человек на Луне» – легко уязвимый для нападок критиков фильм. Он сентиментальный, традиционный, предсказуемый, не переосмысливающий исторических событий. С этим сложно спорить, но при этом фильм отлично работает на широкую аудиторию, рассказывая историю понятным, но не примитивным языком. Все-таки делать кино в формате IMAX на узкую, элитную аудиторию – непозволительная роскошь. У ленты есть все шансы получить пару «Оскаров» на будущей церемонии в 2019 году. Сможет ли Шазелл покорить оскаровское жюри и взять приз за лучший фильм или лучшую режиссуру? Трудно сказать, но хочется надеяться, что, успешно взяв высоту серьезного студийного фильма, он все-таки вернется к более личным проектам. А иначе зачем был весь этот Ла-Ла Ленд, если хотелось петь чужие песни на стадионах?



В центре внимания

Поделитесь с друзьями