11 октября в российский прокат выходит «Человек на Луне» – новый фильм от создателя «Ла-Ла Ленда» Дэмьена Шазелла. На этот раз американский режиссер представляет на суд зрителей не головокружительный мюзикл, а драматичный байопик про Нила Армстронга – первого человека, ступившего на поверхность Луны.
После сбивающей с ног своей энергетикой «Одержимости» и пронзительного яркого «Ла-Ла Ленда» 33-летний вундеркинд Дэмьен Шазелл принял предложение от голливудских боссов и выступил постановщиком байопика про одного из самых главных американских героев – Нила Армстронга. Не все поклонники молодого режиссера смогут принять и полюбить его новый фильм – слишком сильно он отличается от двух предыдущих его работ. Нужно понимать, что «Человек на Луне» – это, прежде всего, продюсерский проект Стивена Спилберга и оскароносного сценариста Джоша Сингера («В центре внимания»). То есть Шазелл изначально был лишен привычной творческой свободы, какая у него была раньше.
Если провести аналогию с историей, рассказанной в «Ла-Ла Ленде», то сейчас режиссер оказался в той же ситуации, что и герой Райана Гослинга, который принял приглашение поучаствовать в прибыльном, но попсовом проекте. Помните, как удивленно смотрела из зала героиня Эммы Стоун на роскошное, но совершенно не вяжущееся с образом джазиста шоу? Вот и у смотрящих новую космическую одиссею зрителей застыл немой вопрос в глазах: Дэмьен Шазелл, ты ли это? Однако не все так плохо, как могло бы показаться. Все-таки режиссер, стоит отдать ему должное, не пошел по легкому пути и не стал делать пафосный ура-патриотический фильм про героя и его «один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». Вместо скучного ЖЗЛ он рассказал историю про человека, который полетел в космос не для того, чтобы приладить к Луне американский флаг, а чтобы увезти с Земли тягостные воспоминания и похоронить их в лунном кратере. Как и в названии фильма – на первом месте человек, а уже потом Луна.
Открывает фильм очень сильная и страшная сцена (спасибо шведскому оператору Линусу Сандгрену): Армстронг еле-еле справляется с управлением каким-то хлипким летательным аппаратом, вынесшим его за пределы земной атмосферы и едва не развалившимся по пути. Кругом летят искры, приборы отмечают предельные показатели, дребезжат заклепки на обшивке, а равнодушный голос диспетчера констатирует, что дела идут не очень хорошо. Нил так же спокойно ему отвечает, что делает все возможное. Чудом приземляясь, вместо аплодисментов (как, например, в аналогичной сцене из «Времени первых») и слез радости Нил получает скупое: «Пилот – так себе. Третья ошибка за месяц». На дворе 1961 год, до высадки на Луну остается еще восемь лет. Все это время мы будем следить за Нилом и его жизнью, которая не сводится только к тренировкам и обучению. У него есть еще семья: волевая жена Дженет (британская актриса Клэр Фой имеет все шансы отхватить «Оскар» за эту роль) и двое детей. Однако вскоре младшая дочка Карен умирает от рака…
Шазелл активно «приземляет» историю Нила Армстронга, делает кино про реального человека, а не про фотографию из учебника истории. Ожидаемая риторика «догнать и перегнать Советский Союз» – дело ведь происходит в самый разгар космической гонки – звучит максимально тихо и где-то на периферии. Космонавты не толкают речей про то, как они горды и счастливы, а если и говорят об этом, то отрешенный и потерянный Армстронг этого не замечает. После пережитых нескольких трагедий (смерть дочки – только одна из них), Нила уже мало что удерживает на Земле. Жена будет требовать поговорить с детьми перед полетом, но для него самый важный ребенок – это умершая Карен, а ее он собирается взять с собой. Так же брали память о своих близких герои «Соляриса» и «Гравитации», отправляясь в космос.
Говоря честно, Нил Армстронг – не типичный шазелловский герой, хотя и играет его Райан Гослинг, знаковый для режиссера актер. Армстронг – скромный парень, не выскочка. Скорее физик, нежели лирик. Он трудоголик, но не из тех, кто ради мечты стирает себе руки в кровь барабанными палочками, а из тех, кто сбегает от семейных проблем на работу. Армстронг – не оратор, он односложно отвечает на вопросы, не красуется, в отличие от Базза Олдрина (броманса, как в «Салюте-7» или «Времени первых», здесь нет и в помине). Роль кумира постоянно соскальзывала с Нила Армстронга, но по воле случая он все-таки им стал.
«Человек на Луне» – легко уязвимый для нападок критиков фильм. Он сентиментальный, традиционный, предсказуемый, не переосмысливающий исторических событий. С этим сложно спорить, но при этом фильм отлично работает на широкую аудиторию, рассказывая историю понятным, но не примитивным языком. Все-таки делать кино в формате IMAX на узкую, элитную аудиторию – непозволительная роскошь. У ленты есть все шансы получить пару «Оскаров» на будущей церемонии в 2019 году. Сможет ли Шазелл покорить оскаровское жюри и взять приз за лучший фильм или лучшую режиссуру? Трудно сказать, но хочется надеяться, что, успешно взяв высоту серьезного студийного фильма, он все-таки вернется к более личным проектам. А иначе зачем был весь этот Ла-Ла Ленд, если хотелось петь чужие песни на стадионах?