В последние годы в прошлом один из популярнейших актеров Голливуда оскароносный Николас Кейдж буквально потерялся в разного рода сомнительных кинопроектах. Но среди гор всевозможных низкосортных фильмов редко, но все-таки встречаются как минимум любопытные ленты. Среди них – хоррор-триллер Паноса Косматоса «Мэнди», медленно добравшийся до отечественного проката после успешного показа на кинофестивале «Сандэнс» в январе этого года.
Сюжет фильма «Мэнди» рассказывает о Рэде и, собственно, самой Мэнди – паре возлюбленных, спокойно проживающих в удаленной от цивилизации местности в доме у озера. Однажды, прогуливаясь вдоль дороги, Мэнди встречает группу незнакомцев в машине. Один из странников бросает на нее тревожный взгляд. Чуть позже выясняется, что он – глава секты по имени Джеремайя Сэнд. Очарованный Мэнди лидер фриков приказывает одному из своих прихвостней во что бы то ни стало привести ему девушку и обратиться за помощью к банде байкеров-наркоманов, подсевших на вещество, из-за которого они окончательно превратились в бесчеловечных существ. Так, уже совсем скоро Мэнди и Рэд оказываются в плену у сектантов, которые после непродолжительного разговора сжигают девушку, отказавшуюся принимать участие в их грязных игрищах. Обезумевшему от горя Рэду удается выжить, и теперь все, о чем он может думать – это жестокая месть мерзавцам, которые погубили любовь всей его жизни.
Не будем кривить душой и сразу признаем, что сюжет «Мэнди» односложен. Но этот факт не должен смущать зрителя, ведь практика показывает, что при умелом воплощении простой сюжет способен действовать максимально эффективно. История мести тут преподносится пускай и без сюжетных хитросплетений, но лаконично и действенно. За происходящим в кадре интересно следить, если, конечно, специфические особенности «Мэнди», о которых пойдет речь дальше, не спугнут зрителя или не вызовут у него критической неприязни.
В безжалостной киноленте Косматоса форма явно преобладает над содержанием. «Мэнди» – бескомпромиссное в своей демонстрации жестокости кино. Косматос нисколько не стесняется гиперболизации насилия и разнообразия представленных в фильме методов лишения жизни всевозможных отбросов при помощи, например, пилы (привет «Техасской резне бензопилой») и цепи (еще один привет, но уже «Призрачному гонщику» с Николасом Кейджем). И как предпосылка грядущего безумия в исполнении слетающего с катушек главного героя его футболка с изображением головы тигра, словно отсылающая зрителя к во всех смыслах беспощадной видеоигре Hotline Miami. В общем, восприимчивым к кровавым сценам зрителям стоит воздержаться от просмотра.
Другой ключевой особенностью фильма выступает его визуальный ряд. Косматос сочетает мрачные кадры с яркими, иногда психоделическими эффектами, преображающими реальность фильтрами, которые превращают происходящее на экране в демонический сон. Время от времени режиссер предлагает нам броские анимационные вставки. Однако это визуальное решение кажется небольшим излишеством, так как создается впечатление, что оно могло бы намного осмысленнее пересекаться с основной сюжетной линией.
Любопытно, что жестокая картина о мести становится для Николаса Кейджа своего рода камбэком после нескольких унылых лет, чем в свое время «мстительный» «Джон Уик» стал для Киану Ривза. Оскароносный актер инфернален в воплощении самозабвенных попыток его персонажа воздать по заслугам многочисленным мерзавцам под круто дополняющую мрачную атмосферу фильма музыку Йохана Йоханнссона, для которого саундтрек для этого фильма стал одной из последних работ перед его кончиной.
Так как сюжет хоррор-триллера «Мэнди» держится на ненависти главного героя и его попытках отомстить виновным в смерти возлюбленной, важно, что авторам легко удается вызвать омерзение к сектантам и в первую очередь к их лидеру в мастерском исполнении Лайнаса Роуча. Пускай он получает в общей сложности немного экранного времени и в некоторых эпизодах фильма вовсе не появляется, но в сценах с его участием этот персонаж раскрывается во всей своей омерзительной «красе». В лице лидера секты мы получаем лицемера с бесконечно завышенной самооценкой, чей потаенный комплекс неполноценности обнажается моментально одной лишь насмешкой со стороны Мэнди.
Если вы любите или хотя бы с пониманием относитесь к хоррор-триллерам, в которых кровожадность героев и жестокость происходящего выступают умело реализованной концепцией, то вам точно стоит ознакомиться с мрачной и в некотором смысле радикальной кинолентой Паноса Косматоса. В противном случае эта картина точно не для вас. «Мэнди» – кино в крайней мере нишевое, но в своей крохотной нише оно даже обладает потенциалом стать культовым.