В начале октября стало известно, что апелляционный суд в Сан-Франциско отменил оправдательное решение по делу о плагиате в легендарном хите «Stairway to Heaven». Адвокаты рок-группы Spirit заявили, что знаменитое вступление к песне заимствовано из композиции «Taurus», однако ранее суд встал на сторону более известной песни. В ожидании нового вердикта по делу Soyuz.Ru предлагает вспомнить другие композиции знаменитой группы, ставшие поводом для судебных исков – или причиной к более внимательному прослушиванию тех или иных песен.
«Копия»: «Dazed And Confused»
Оригинал: Jake Holmes – «Dazed And Confused»
Первый альбом Led Zeppelin писался в состоянии цейтнота, поэтому нет ничего удивительного в том, что Джимми Пейдж и компания вынуждены были брать в дело все, что подвернется, в том числе и наработки бывших коллег. Одной из них стала композиция «Dazed & Confused», написанная малоизвестным фолк-рокером Джейком Холмсом и построенная на полуэлектрической инструментовке и нарастании звука.
Холмс открывал концерты прежней группы Пейджа The Yardbirds в Нью-Йорке. Его композиция так впечатлила The Yardbirds, что они записали собственную версию этой песни под названием «I'm Confused», слегка изменив слова.
То же самое произошло и при записи первого альбома Led Zeppelin: хотя музыка и подход Холмса остались те же, что и в оригинале, авторство песни целиком осталось за Пейджем. Сам же автор сперва не придал этому значения, а спустя несколько лет просто не нашел никого, кто был готов представлять его интересы в суде. «Я не хотел тратить сотни и тысячи долларов, начиная то, что могло не получиться. Я не голодаю и вполне уважаем своими детьми, поскольку в их школе все говорят: "Твой папа написал "Dazed And Confused"? Офигенно!" Так что я культовый герой», – комментирует эту историю Холмс.
«Копия»: «Black Mountain Side»
Оригинал: Bert Jansch – «Black Waterside»
«Я был абсолютно захвачен Бертом Джаншем. Это было так далеко от всего того, что делали остальные. Никто в Америке не мог с ним сравниться», – говорил Джимми Пейдж, записавший на первом альбоме Led Zeppelin одну из народных тем, популяризированных Джаншем, под слегка измененным названием. Именно тот факт, что песня была народной, и заставил Джанша отказаться от каких-либо претензий к Пейджу, но достаточно послушать его версию, как становится ясно, что Пейдж позаимствовал не только песню, но и идею аранжировки, также построив свою версию вокруг похожего гитарного риффа. «Теперь, когда мы встречаемся с Джимми, он никогда не смотрит мне в глаза. Ну, он обокрал меня, ведь так? Или давайте просто скажем, что он научился у меня. Не хочется быть грубым», – говорит Джанш.
«Копия»: «Babe I'm Gonna Leave You»
Оригинал: Anne Bredon – «Babe I'm Gonna Leave You»
Песню «Babe I'm Gonna Leave You» группа впервые услышала на альбоме знаменитой Джоан Баэз, которая, в свою очередь, услышала версию этой песни в исполнении некоей Джанет Смит. На пластинке Баэз песня была указана как народная и в таком же виде была обозначена и на первой пластинке Пейджа и компании. Тем не менее в 80-х годах свои права на песню предъявила исполнительница фолк-музыки Энн Бредон: как выяснилось, она действительно была настоящим ее автором, и даже попала в этом качестве в нотный сборник песен Баэз. В итоге Бредон не только добилась своего включения в число авторов композиции, но и получила часть причитающихся и невыплаченных ей по этому поводу денег.
Читайте также: Лестница в суд – рок-музыка и плагиат
«Копия»: «How Many More Times»
Оригинал: Howlin Wolf – «How Many More Years»
Авторами песни, завершавшей первую пластинку Led Zeppelin, были указаны Джимми Пейдж, Джон Пол Джонс и Джон Бонэм, однако на самом деле «How Many More Times» была основана на блюзовом номере с почти идентичным названием, который Джон Бонэм и Роберт Плант играли в своей предыдущей группе Band Of Joy. Смешав его с фрагментами блюза Альберта Кинга «The Hunter», добавив басовый рифф из песни Хаулина Вулфа «Smokestack Lightning» в версии Yardbirds и еще несколько фишек, Led Zeppelin получили продукт, спорить о котором в суде не было никакого смысла: как известно, списанное из нескольких источников уже не столько плагиат, сколько компиляция.
«Копия»: «The Lemon Song»
Оригинал: Howlin’ Wolf – «Killing Floor» + Robert Johnson – «Traveling Riverside Blues»
На втором альбоме Led Zeppelin также продолжали брать у «черных» блюзменов все, что плохо лежит. Смешав песню Хаулина Вулфа «Killing Floor» и кое-что из наследия Роберта Джонсона, Пейдж и Плант получили композицию под названием «The Lemon Song» и приписали ее всем четверым участникам группы. В итоге в начале 70-х лейбл Хаулина Вулфа ARC Music обиделся за артиста, но дело было улажено во внесудебном порядке. Настоящего автора (или авторов) песни, впрочем, так и не стали указывать.
«Копия»: «Whole Lotta Love»
Оригинал: Muddy Waters – «You Need Love»
Еще одним источником вдохновения для одного из самых известных хитов Led Zeppelin стала композиция Уилли Диксона под названием «You Need Love», известная в исполнении Мадди Уотерса. Помимо части текста, англичане позаимствовали у оригинала и тот самый знаменитый рифф, а аранжировку – у коллег по сцене The Small Faces, записавших свою версию «You Need Love» на дебютном альбоме 1966 года.
«У нас было шоу с The Yardbirds, и Джимми Пейдж спросил, что за вещь мы играли. Я ответил, что это вещь Мадди Уотерса. А Плант всегда приходил на концерты, когда бы мы ни выступали, - вспоминает вокалист The Small Faces Стив Мариотт, которому, кстати, предлагали место в Led Zeppelin еще до Планта. - Когда они записывали "Whole Lotta Love", Плант спел ее так же, разбил на фразы так же, даже паузы и окончание были такими же».
Сам Уилли Диксон относился к Led Zeppelin вполне лояльно, однако в 1985 году иск о плагиате все же дошел до суда и завершился досудебным соглашением, согласно которому Диксон был включен в число авторов песни на всех ее последующих переизданиях.
«Копия»: «Since I've Been Lovin' You»
Оригинал: Moby Grape – «Never»
Роберт Плант крайне внимательно слушал не только «черный» блюз и «белый» фолк, но и коллег по цеху – иначе как объяснить тот факт, что текст знаменитой «Since I've Been Lovin' You» местами едва ли не дословно повторяет куда менее известную песню психоделической группы Moby Grape под названием «Never»? С другой стороны, Moby Grape так никогда и не добились успеха, которого заслуживали – и, может быть, именно поэтому решили не предъявлять претензий куда более известной песне.
Читайте также: Led Zeppelin – они изобрели рок 70-х. И на века
«Копия»: «Rock And Roll»
Оригинал: Little Richard – «Keep A Knockin'»
Помнится, в советское время официальные рок-группы (они же ВИА) обожали вставлять в собственные номера риффы и мелодии из западных песен, создавая своего рода «отсылки к классике» для посвященных. То же самое произошло и на записи трека к четвертой пластинке Led Zeppelin, когда Джон Бонэм принялся играть барабанное вступление, удивительно напоминающее песню Литтл Ричарда «Keep A Knockin’», а рифф, придуманный Пейджем, вытянул песню в разряд хитов. Некий Чарльз Коннор, сыгравший оригинал вступления, может быть, и мог бы претендовать на долю в авторстве, но, вероятно, посчитал это несущественным.
«Копия»: «In My Time Of Dying»
Оригинал: народная песня с тем же названием
Песня с оптимистичным названием «Умирая» записывалась еще в 20-е годы как минимум несколькими «черными» исполнителями, вроде Слепого Уилли Джонсона и Чарли Паттона, а на дебютной пластинке Боба Дилана была обозначена как народная. Это не помешало Led Zeppelin радикально переделать песню и обозначить себя ее авторами на легендарном «Physical Graffiti». Привлекать их к ответу никто не стал и на этот раз.
«Копия»: «Nobody's Fault But Mine»
Оригинал: Blind Willie Johnson – «Nobody's Fault But Mine»
На предпоследнем альбоме в своей карьере Led Zeppelin записали еще один «черный» блюз без указания автора. «Жертвой» на этот раз снова стал Слепой Уилли Джонсон – в 20–30-е годы ни о каком копирайте никто не думал, что и дало «цеппелинам» возможность перепеть песню, слегка подправив текст о дьяволе многочисленными указаниями на наркотическую зависимость. Но записи оригинала все же сохранились, и сходство между песнями заметно невооруженным ухом.