Традиция, что «хорошие парни должны побеждать», стара как мир и даже сделалась чем-то вроде штампа – а может, в какой-то степени существует просто в угоду симпатиям зрителей, которые могут предпочитать более желательный исход более реалистичному. Именно поэтому те фильмы, в которых режиссеры нарушают это золотое правило, врезаются в память лучше всего и оставляют после себя яркие впечатления. Ведь положительные главные герои, как бы мы им ни симпатизировали, не всесильны, а уравновешивающей их «темной стороне» (в лице тех самых харизматичных злодеев и антигероев) бывает просто никак нельзя не отдать должное.
«Звездные войны. Эпизод 3: Месть ситхов» (2005)
Шестой фильм в киносаге «Звездные войны», ставший мировым хитом (и принесший Хейдену Кристенсену награду «Лучший злодей» от MTV Movie Awards) – тот «поворотный» эпизод, в котором рассказывается, как ситхи смогли проникнуть в самое сердце Галактической Республики, и из-за чего (а также из-за кого) все-таки Энакин Скайуокер перешел на Темную сторону Силы и стал Дартом Вейдером. Завершающий фильм в трилогии приквелов, раскрывших историю Энакина – от его детства и до превращения в ситха, – показал, что у появления Дарта Вейдера была сложная и трагическая подоплека, и что в свое время он оказался попросту жертвой чужих интриг и классических самоисполняющихся пророчеств, которые в итоге и привели Энакина Скайуокера к скверному концу.
«Хранители» (2009)
Киноадаптация графического романа Алана Мура, к которой Зак Снайдер («Человек из стали» (2013), «Бэтмен против Супермена» (2016)) приложил свой недюжинный визуализаторский талант, повествует об альтернативной реальности, где на 1985 год приходится разгар Холодной войны между США и СССР – но, помимо этого, здесь существуют супергерои и даже один сверхчеловек (Доктор Манхэттен), на которого все возлагают надежды, потому как, по-видимому, только он способен предотвратить надвигающуюся ядерную войну. В мрачноватом мире, созданном Муром и Снайдером, супергерои порой изменяют весь ход истории, хотя при этом остаются всего лишь просто людьми со своими проблемами, недостатками и конфликтами. И план по спасению мира, который вынашивает один из них, как нельзя более далек от привычных всем сценариев, которые обычно подразумевают супергеройские фильмы: здесь «спаситель» не может считаться спасителем, и то, что его план удается, означает для мира в самом лучшем случае приблизительно поровну хорошего и плохого. Зато супергеройско-медитативная картина Снайдера идеально подходит тем, кому по душе фильмы из категории «есть, над чем подумать» с обилием очень неоднозначных героев – или же скорее антигероев – и иронии («Это в комиксах тупые злодеи»).
«Темный рыцарь» (2008)
Джокер (великолепно сыгранный Хитом Леджером) противопоставлял себя «планировщикам», на словах предпочитая хаос продуманным планам. То, в какой степени Джокер мог на самом деле полагаться на заранее составленный замысел – вопрос отдельный, но в конечном счете в своем намерении лишить Готэм Бэтмена как символа правосудия Джокер даже более чем преуспел. Возлюбленная окружного прокурора Харви Дента, Рэйчел, погибает, сам Дент становится безумной игрушкой в руках Джокера, который сначала его калечит, а затем мастерски направляет его злость против его же прежних друзей. После гибели Дента Бэтмену не остается ничего иного, кроме как взять его вину на себя, хотя это и приводит к тому, что Бэтмена объявляют вне закона. Триумф Джокера не совсем однозначен, потому что он сам (благодаря Бэтмену) все же таки попался властям. И все-таки, несмотря на это, итог борьбы с ним для Бэтмена вышел самым неутешительным.
Читайте также: 8 фильмов, в которых главные роли сыграли неподходящие актеры
«Старикам тут не место» (2007)
Триллер братьев Коэн, снятый по одноименному роману Кормака Маккарти, завоевал сердца и зрителей, и критиков – во многом благодаря своеобразному обаянию Хавьера Бардема в роли киллера Антона Чигура (принесшей ему «Оскар»). Мрачная история о том, как ветеран Вьетнамской войны случайно находит на месте перестрелки наркоторговцев два миллиона долларов и пытается с ними скрыться, пока его преследует на редкость безжалостный и дьявольски эффективный киллер, заканчивается тем, что главный герой погибает, а Чигур благополучно ускользает от стражей порядка, причем практически прямо у них из-под носа. В ловкости Чигура есть нечто завораживающее – он проходит через весь фильм, как призрак, появляется из ниоткуда и исчезает в никуда, исполнив свою миссию. Хорошего конца в фильме нет, но такая неуловимость и то, что киллеру удается уйти безнаказанным, становится для бескомпромиссного триллера отличной финальной нотой.
«Исчезнувшая» (2014)
Ник и Эми Данн – на первый взгляд, идеальные супруги, но все переворачивается с ног на голову, когда Эми таинственным образом исчезает, как раз в пятую годовщину их свадьбы. После этого ведущееся расследование начинает не столько проливать свет на пропажу Эми, сколько все больше раскрывать разнообразные странности, неувязки и проблемы в их с Ником семейной жизни – которые действительно существовали, хотя, как позднее выясняется, Эми сама сделала все, чтобы представить их в таком виде, чтобы Ник никак не смог избежать очень крупных проблем... Детективный триллер Дэвида Финчера, снятый по одноименному роману Гиллиан Флинн, – история из разряда «все не то, чем кажется», и главная героиня и «жертва преступления» в нем сама дергает за ниточки, чтобы и «похищение», и все дальнейшие события разворачивались только по заранее продуманному ею сценарию, причем в итоге это ей вполне удается.
«Ребенок Розмари» (1968)
Молодая супружеская пара – Розмари и ее муж Гай – въезжает в роскошную квартиру в старинном готическом здании на Манхэттене, у которого, однако, по неким причинам имеется зловещая репутация. Поначалу все идет хорошо, но довольно вскоре приемная дочь их соседей выбрасывается из окна, сами соседи начинают казаться очень подозрительными… Вдобавок ко всему, беременная Розмари испытывает странные видения и чувствует, что вокруг нее сжимается кольцо: участники сатанинского культа имеют собственные планы на ее ребенка, причем в этот культ входят и ее соседи, и даже, кажется, ее собственный муж. В конце Розмари предстает перед выбором – бросить своего новорожденного сына и сбежать или же присоединиться к культу, просто чтобы не потерять желанного ребенка. Свой выбор Розмари, судя по всему, делает в пользу второго варианта, так что вся борьба против зла оказывается бессмысленной. Такой поворот всегда будоражил умы зрителей и сделал фильм Романа Полански классикой и психологического триллера, и фильма ужасов.
«Пролетая над гнездом кукушки» (1975)
Преступник Рэндл Патрик Макмерфи (Джек Николсон) попадает в психиатрическую больницу, где должен пройти экспертизу. Во время своего пребывания в клинике Макмерфи, столкнувшись с жестким распорядком, который поддерживает в отделении деспотичная медсестра Милдред Рэтчед, решает устроить своеобразный бунт против системы, на который подстрекает других пациентов (причем сам он – симулянт). Макмерфи преследует благие цели, несмотря на то, что на самом деле не вполне разбирается в происходящем вокруг, и поэтому не столь уж удивительно, что в конце концов игра, которую он затеял, заканчивается для него скверно. Макмерфи пытается сбежать из больницы, но ему это не удается, и вскоре ему делают лоботомию, после чего он оказывается уже физически неспособен покинуть больницу. И хотя, в конечном счете, его пример все-таки вдохновляет хотя бы одного пациента на то, чтобы попытаться изменить свою судьбу – то, чего Макмерфи так хотел, – сам Макмерфи погибает от его же рук. Трагический, но закономерный финал.
Читайте также: 12 фильмов с самыми неоднозначными концовками
«Семь» (1995)
Детективный триллер, в финале которого режиссер Дэвид Финчер – который вообще известен своей любовью к не самым оптимистичным финалам – просто превзошел самого себя, тем не менее, заработал всеобщее признание как одна из его самых известных и сильных работ. Два детектива, Сомерсет и Миллз (Морган Фриман и Брэд Питт), расследуют очень странное дело об убийце, вознамерившемся карать своих жертв за семь смертных грехов, и в конце встречаются лицом к лицу с ним самим и с его последней «гениальной задумкой»: выясняется, что он убил беременную жену Миллза, чтобы вынудить того совершить убийство под влиянием последнего из грехов – гнева. И таким образом, когда Миллз, лишившийся семьи, собственноручно завершает череду убийств, застрелив того, кто их совершил, такая концовка оказывается максимально далекой от торжества справедливости...
«Молчание ягнят» (1991)
Первый фильм о докторе Ганнибале Лектере, роль которого исполнил Энтони Хопкинс, стал превосходной адаптацией одноименного романа Томаса Харриса. Хронологически события «Молчания ягнят» продолжают фильм «Красный дракон» (2002) и предшествуют событиям фильма «Ганнибал» (2001). В «Молчании ягнят» доктор Лектер, бывший психиатр и убийца-каннибал, уже заточен в изоляторе психбольницы, когда к нему направляют курсантку академии ФБР Клэрис Старлинг, задача которой – заставить Лектера содействовать ФБР в расследовании серии убийств. Лектер не отказывается помочь, но тут же принимается вести собственную игру. В результате, благодаря подсказкам Лектера, Старлинг удается выйти на серийного убийцу и обезвредить его, но Лектер ускользает, реализовав план побега в своем неповторимом стиле, при этом нацепив лицо одного из офицеров полиции, охранявших его — да-да, в самом что ни на есть буквальном смысле. Открытая концовка «Молчания ягнят» могла бы быть просто-таки торжеством хитроумного зла в чистом виде, хотя эффект и был немного смазан последовавшими сиквелами.
«Подозрительные лица» (1995)
Фильм Брайана Сингера, входящий в десятку наиболее значимых детективов в истории Голливуда (по версии Американского института кино), рассказывает о запутанном деле с наркотиками, разборками, мафией и загадочным и неуловимым криминальным гением по имени Кайзер Созе, который стоит за всем этим. Агент ФБР Куйан допрашивает частично парализованного мошенника по кличке Болтун, который, будучи незначительной фигурой, по-видимому, все же может пролить свет на всю сложную цепочку событий и вывести ФБР на Созе – конечно, если действительно этого захочет... И если он действительно тот, за кого выдает себя. Повествование (которое ведется от лица Болтуна), сложенное в основном из многочисленных флешбэков, приходит к внезапной развязке: Болтун – это и есть Созе, который все это время блестяще морочил агенту Куйану голову, придумывая весь свой рассказ на ходу, используя в качестве вдохновения обстановку комнаты. Но, так как Болтуна уже успели выпустить как «мелкую сошку», то агенту только и остается, что попытаться нагнать его на улице – но, конечно же, безуспешно: Болтун, он же Созе, который на самом деле вовсе не страдает от паралича, снова бесследно исчезает.