​«Богемская рапсодия»: Фредди, ты – легенда!

​Создатели не смогли подобрать ключ к истории Фредди Меркьюри и Queen, однако даже при этом у ленты остается большой козырь – великолепная музыка.​

В качестве главного сюжетообразующего элемента создатели фильма выбрали знаменитое выступление Queen на благотворительном фестивале Live Aid, проходившее на стадионе «Уэмбли» в 1985 году. С выхода музыкантов на сцену история начинается и самим выступлением она закачивается. Все остальное сюжетное пространство – путь к этому триумфальному моменту.

Кадр из фильма «Богемская рапсодия»

Для Фарруха Булсары, сына парсийских эмигрантов, путь к успеху начался с того, что в 1970-м он сменил имя на Фредди Меркьюри (Рами Малек). Для астрофизика-гитариста Брайана Мэя (Гвилим Ли) и стоматолога-барабанщика Роджера Тейлора (Бен Харди) судьбоносным моментом стало знакомство с Меркьюри – который так кстати повстречался им, когда их группу Smile покинул вокалист. Позже к ним незаметно присоединится еще один участник – басист Джон Дикон (Джозеф Маццелло), а группа станет гордо называться Queen. «Queen – броско, как и я», – заявит Фредди Меркьюри, который любит эпатажно наряжаться как на сцене, так и в обычной жизни. Love of his life, Мэри Остин (Люси Бойнтон), говорит, что Фредди ждут великие дела, а товарищи по группе называют его легендой. Меркьюри и правда был выдающимся музыкантом: обладал уникальным голосом, не боялся смешивать оперу и рок, экспериментировать с музыкальными жанрами, не шел на поводу у продюсеров. А еще он очень любил кошек и даже оставил для своих питомцев включенным телевизор, когда поехал выступать на Live Aid. По пути он также успел помириться с консервативным отцом и отыскать следующую love of his life – Джима Хаттона (Аарон МакКаскер).

Кадр из фильма «Богемская рапсодия»

2018 год продолжает радовать нас фильмами, которые, вопреки затянувшемуся производственному процессу и чехарде на съемочной площадке, все-таки добираются до кинотеатров. Хотя производство «Богемской рапсодии» (к счастью) не растянулось на 25 лет, как работа над лентой «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама, но все-таки заняло целых 8 лет. До того, как Рами «Мистера Робота» Малека утвердили на роль Фредди Меркьюри, сыграть музыканта могли Саша Барон Коэн и Бен Уишоу, а режиссерское кресло мог занять Декстер Флетчер, заканчивающий сейчас байопик о другой музыкальной легенде – Элтоне Джоне. Впрочем, Флетчер все-таки поучаствовал в создании первого художественного фильма о Queen после того, как Брайана Сингера отстранили от съемок. По слухам, виной тому стал конфликт Сингера с изводившим его своим перфекционизмом Малеком. Однако, как бы там ни было, фильм удалось завершить, и итог не похож на результат игры в буриме, распадающийся на отдельные части. Возможно, в этом заслуга сценаристов, набивших руку на образцово-показательных байопиках (Питер Морган работал в сериале «Корона», а Энтони МакКартен ответственен за «Вселенную Стивена Хокинга» и «Темные времена»), а, возможно, и сильнейшая актерская работа Рами Малека, чья энергетика затмевает все очевидные недостатки картины и даже в каком-то смысле «смагничивает» все кусочки воедино.

Кадр из фильма «Богемская рапсодия»

Главная проблема «Богемской рапсодии» упирается в тот факт, что всем вышеперечисленным, явно не бесталанным людям так и не удалось подобрать ключ к истории Фредди Меркьюри и группы Queen. Конечно, все успешные группы проходили через одни и те же проблемы: поиск продюсера, запись первого альбома, запои и загулы, творческие разногласия и склоки. Но, смотря «Богемскую рапсодию», решительно непонятно, как все-таки этим четырем парням удалось создать одну из величайших рок-групп всех времен и чем их история отличается от любого другого рок- или поп-коллектива. Слишком уж неправдоподобно гладким и беспроблемным представляется их путь от безвестности к почетному месту в Зале славы рок-н-ролла. И все-таки, несмотря ни на что, фильм имеет все шансы понравиться фанатам Queen: «Богемская рапсодия» показывает выступления и репетиции группы во всей красе и ни в коем случае не бросает тень ни на Queen, ни на Фредди Меркьюри. Казалось бы, невозможно снять кино с безобидным рейтингом «PG-13» (в российском прокате он, конечно же, превратился в «18+»), в котором главный герой раскрывает свою бисексуальность, экспериментирует с наркотиками и заражается СПИДом, но Сингеру и Флетчеру это удалось. В их фильме ни один из этих фактов из биографии Меркьюри не замалчивается, но подается в таком безопасном виде, что присвоенный в российском прокате рейтинг «18+» явно «преувеличен».

Кадр из фильма «Богемская рапсодия»

В отличие от главного героя ленты, «Богемская рапсодия» не рискует рисковать и остается в пределах «правильного» байопика, где бегло пересказываются известные факты, скрупулезно копируется гардероб участников группы и в частности Фредди Меркьюри (работа костюмера заслуживает отдельной похвалы) и манера поведения, воссоздаются интервью и доступные видео-материалы (выступление на Live Aid показано практически полностью). Дальше этой – скажем прямо – поверхностной подачи фактического материала создатели ленты идти не отваживаются, как и не решаются каким-нибудь необычным образом подать факты, до конца идя по пути наименьшего сопротивления. Из-за этого после просмотра может возникнуть чувство, что перед нами как будто чуть приоткрыли дверь в невероятно интересный мир, однако войти в него не позволили. Ничего, кроме красочной иллюстрации к биографии Фредди Меркьюри, этот фильм-концерт предложить не может.

Кадр из фильма «Богемская рапсодия»

Однако, несмотря на все сказанное, «Богемская рапсодия» скорее всего, будет среди тех фильмов, которые вы досмотрели до самого-самого конца. И не потому, что ждете сцену после титров, а потому, что уйти, не дослушав прекрасные песни Queen до конца, просто невозможно. Здесь музыка – настоящая Королева, а кино снимает шляпу и замирает перед ней в почтительном поклоне.

Читайте также