Экшен-хоррор Джулиуса Эйвери (почему был выбран именно этот режиссер, одному Джей Джею Абрамсу известно) не имеет никакого отношения к реальным событиям, поэтому нет смысла придумывать теории заговора и подозревать Голливуд в переписывании истории.
Фильм начинается с операции «Оверлорд» (также «День Д») – высадки десанта западных держав в Нормандии, в день, который якобы решил судьбу Европы и кровавого гитлеровского режима. Ну, пока советская армия билась с настоящей германской машиной, американцы с британцами в это время штурмовали французское побережье, где нацисты готовили «живых мертвецов». Правда, до мертвецов далеко – сперва бравые американские парни, упавшие с подбитого самолета в глуши туманного леса, должны найти и взорвать вышку в деревне.
«Оверлорд» эпичнее и суровее постного «Дюнкерка» Кристофера Нолана. Смотреть, как валят нацистов, которые заживо сжигают жертв своих оккультных опытов, всегда приятно, особенно когда за дело берутся мастера большого кино. История «Оверлорда» сделана предельно серьезно, без постмодернистского китча и пафоса. Обойдемся без клоунады. В конце-то концов, авторы рассказывают о нацистских экспериментах, пусть и придают исторической действительности густые краски ужастиков, отчего тут же на ум приходит классика жанра «Реаниматор» (а еще «Эффект Лазаря»), где человек науки возомнил себя богом. Нацисты оскверняют все божественное – лабораторию построили в церкви – и испытывают химический кисель, превращающий простых смертных в франкенштейноподобных тварей. «Я – бог!» - кричит обезображенный фриц, обколотый «кровью вечности». Вот только не ждите от этого попкорнового блокбастера философского манифеста.
Режиссер Джулиус Эйвери метит в «Бесславных ублюдков», но с упором на боевиковость. Сюжет, который можно назвать «Однажды, в оккупированной нацистами Франции... 1944», раскручивается бомбически шустро – успевайте подкидывать дровишек и смаковать действие. И вот мы уже с бойцами направляемся... не важно, куда, но оказываемся сперва в доме француженки, которая ненавидит нацистов, но в Сопротивлении не участвует, а потом спускаемся в мрачные подземные тоннели, где безумные гитлеровцы творят немыслимые вещи с живыми и мертвыми. Мало Голливуду ужасов концлагерей.
Вообще, «Оверлорд» – военный боевик с легкой зомби-трешевостью. Хотя для трешевости здесь все слишком гладенько – получился крутой «slick Hollywood»-экшен. А для зомби-хоррора здесь слишком мало хэллрейзеровщины. Вдобавок ходы хоррора читаются. Если вы чересчур впечатлительны, то ужаснетесь. Если же фильму не удается напугать, то режиссер потрясно задает тон и умело держит напряжение бомбежками, шпионством и перестрелками. Однако финал, где история, казалось бы, должна во всю разгуляться и взорваться, оказывается жиденьким. Уж больно долго американцы отсиживаются на чердаке в доме милой провинциалки (дебютантка Матильда Олливье). Особенно странно, что нет дичайшей мясорубки (история вроде бы ведет к звериному замесу), когда немецкий офицер, обретший силушку уберменшевскую, раскрывает суть адского плана. Не поверите, эликсир нечеловеческой мощи разрабатывают не для пропаганды и пыток – тут вопрос жизни и смерти великого рейха. Тысячелетней армии нужны тысячелетние солдаты.
Художественно смачный экшен – перехватывает дыхание от головокружительного падения с парашютом – не удивляет сюжетными поворотами, хотя за спиной «Оверлорда» стоит опытнейший Джей Джей Абрамс – режиссер «Супер 8» и продюсер лент «Монстро» и «Кловерфилд, 10». Ужасно обидно, что в каменных коридорах церкви голливудский творец не спрятал ничего более зловещего, чем чудовищные дела врачей-убийц Аненербе.
Оформленное тревожной музыкой Джеда Курзеля, приключение получилось агрессивным и диковатым, но соединить исторические события с мистикой и ужасами не в новинку. Сами нас разбаловали, теперь подавайте зрелищ! Видно, что авторы не напрягались над завязкой сюжета. Вот чего не отнять, так это боевиковой густоты: эпичное наступление солдат, матросов и летчиков, десантные самолеты падают, кругом все взрывается, горит и гремит, паника, хаос... Рот до ушей и вперед! Между прочим, бойцы (во главе – сын Курта Рассела Уайатт) волнуются, сомневаются и трусят, что естественно для живого человека. Это не комикс, а эпоха Шварца и Сталлоне позади. Создатели кровавого аттракциона, благо, лишенного иронии, готовы насытить зрителя жесточайшей бойней и крутыми спецэффектами, но только не сюжетными сюрпризами.
«Оверлорд» – как вкусный бургер: вредный, зараза, как любой фастфуд, но котлета сочная. Конец этого бодрого военного боевика об издевательствах арийцев суховат. Добавить бы соуса щедро, да поострее...