​«Девушка, которая застряла в паутине»: Темный рыцарь с татуировкой «Скайфолла»

Клер Фой в роли суровой и опасной Лисбет Саландер хороша, да и в целом лента Федерико Альвареса вполне смотрибельна, если не вглядываться в детали.

Трилогия Стига Ларссона («Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнем» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки») закончилась, и теперь в свет вышел детективный триллер «Девушка, которая застряла в паутине», где главную роль исполняет не Нуми Рапас и не Руни Мара, а Клер Фой («Человек на Луне», «Не в себе»), которая ни разу не уступает предшественницам, оставаясь пацанкой и женственной, и жестокой.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Фундамент новой главы – роман шведского журналиста Давида Лагеркранца (Ларссон умер в 2004 году). За экранизацию взялся уругвайский режиссер Федерико Альварес, великолепно поставивший кровавейший хоррор «Зловещие мертвецы: Черная книга» (ремейк ужастика Сэма Рэйми) и саспенс-триллер «Не дыши». Смотрите на новую «Девушку» как на перезапуск всей серии, потому что эта история не только о террористах, хакерских атаках и оружии массового поражения, но также о детстве Лисбет Саландер.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Мы находимся в мире, где татухи что-то значат. Правда, чем дальше, тем татуировка дракона – единственный защитник девушки – становится менее хардкорной. Тату на бледном и рельефном теле Нуми Рапас гораздо злее, чем тату Клер Фой, которая менее атлетична, но все равно избивает и шантажирует бизнесменов, мучающих жен и насилующих проституток. Это все еще кино о мужиках, которые ненавидят женщин. Однако женщины здесь солируют. Даже журналист Микаэль Блумквист, руководящий журналом «Миллениум», весомой роли не играет. Если в оригинальной трилогии и ремейке Дэвида Финчера (тут он продюсер) Блумквист занимался расследованием, работая с Саландер в тесном союзе, то здесь журналист в исполнении слишком молодого Сверрира Гуднасона, героя теннисной драмы «Борг/Макинрой», фигура бледная и безучастная. Новый Блумквист, переживающий кризис, вообще кажется лишним.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Виден почерк Федерико Альвареса – картина мрачная и злобная. Действие происходит в снежном Стокгольме. Серость городских пейзажей и музыка испанского композитора Роке Баньоса придает событиям хмурость и безысходность. На самом деле, фильм прекрасно вписывается в политику сегодняшнего дня. Обостряется холодная война, потому что неизвестный пользователь (опять Кремль?) крадет у американцев программу «Огнепад», которая управляет ракетами по всему миру. Зашифрованную программу нельзя взломать и скопировать, только переместить, а неизвестным юзером оказывается Лисбет Саландер. Неужели компьютерного гения подставили?

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

По форме и сюжету «Девушка, которая застряла в паутине» похожа на боевики о Бонде и Борне, и Альварес явно подражает финчеровской эстетике, придающей истории предельную серьезность и угрюмость. Однако дело вовсе не в ядерном арсенале и угрозе горячей войны – эта тема существует только для того, чтобы Лисбет Саландер в конце концов встретилась лицом к лицу с призраком из прошлого, которое можно ненавидеть, но невозможно забыть. Грехи отцов не проходят бесследно. Агрессивный феминизм корнями уходит снова к семейной трагедии. Именно поэтому для мстительной девушки все мужики – грязные свиньи, садисты и насильники. Правда, теперь выясняется, что Саландер не подожгла отца, а прыгнула с балкона, оставив тирану родную сестру. Предательство?

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

Новая глава – это уже не грязный и холодный нуар, а зябкий бондианский боевик. Лисбет Саландер действует как самый настоящий секретный агент, чьи карманы напичканы хай-тек гаджетами: она шпионит и дерется, хотя рупопашка поставлена слишком суетливо, и гоняет на черном Ducati и спортивной машине. Хакеру черный цвет к лицу, особенно когда скользит на байке по льду. Кажется, что для этой леди, которая то ли жертва, то ли хищник, нет ничего невозможного, и в этом главная беда экшен-триллера. Саландер добивается всего, что ей нужно. Любой ее замысел работает как часы. Вечно борющаяся за выживание героиня взламывает систему безопасности аэропорта, ловко открывает любую дверь и даже на ходу управляет чужим автомобилем. Если девушка запросто крадет данные американской разведки, то о чем вообще речь? Лисбет хакнет что угодно и кого угодно, мы, зрители, вынуждены молча принять фантазию авторов, чтобы получить полноценное удовольствие от фильма с комиксовым оттенком. А разве это плохо, когда перед нами попсовый боевичок с семейной драмой? Вспомните хотя бы «22 мили» и «Красного воробья». Или вы забыли прошлогоднего «Снеговика»?

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

«Девушка, которая застряла в паутине» – тот случай, когда фильм смотрибельный, даже очень, но присматриваешься к деталям - и начинаешь ворчать. Персонажи все проговаривают вслух, и на кой черт нужен ребенок в этом шпионском техно-триллере? Нашли нынче моду пихать детей во взрослое кино. Остановить заговор кибертерористов под силу сыну американского ученого.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»

В конечном итоге лента Федерико Альвареса – солидное развлекалово – уступает оригиналу и ремейку, другие две экранизации очевидно слабые. Между прочим, снимал их уже не Нильс Арден Оплев, а некто Даниэль Альфредсон. В общем, здесь Клер Фой с легким шведским акцентом хороша, художественно картина стильна и атмосферна, да и скуке здесь не место – живенько, и экшен прет потоком (боевиковость – решающее отличие от той трилогии). И все же что-то не дает покоя, как паук, ползающий по шахматной доске. Возможно, этому детективному боевику не хватает жесткача, которого предостаточно в судьбе одинокой и измученной девушки, которая слишком много хакерствовала.

Читайте также