​The Smashing Pumpkins «Shiny and Oh So Bright Vol. 1 / LP: No Past. No Future. No Sun»: Рекультивация тыквы

Билли Корган закопал топор войны почти со всеми участниками легендарного состава The Smashing Pumpkins. Рассказываем, что получилось из их похода в студию.

The Smashing Pumpkins: Джимми Чемберлин, Билли Корган, Джеймс Иха и Джефф Шредер

На самом деле The Smashing Pumpkins никогда не были дружным коллективом, группой в полноценном смысле слова. В «классическом» составе SP просуществовали крайне недолго – всего лишь с 1988 по 1996 год, да и тогда при студийной работе все партии, кроме барабанов, записывал в одиночку мрачный истерик Билли. Затем за систематические злоупотребления героином был (впервые) уволен барабанщик Джимми Чемберлин, а когда он вернулся в 99-м, «на выход» отправилась басистка Д’арси Рецки – доигрывать финальный тур за нее пришлось Мелиссе Ауф дер Маур из Hole. При этом на звучании группы эти перемены сказывались не то чтобы напрямую – автором 99% песен значился Корган, и именно его изменчивый, но крайне продуктивный гений диктовал, окунуться ли SP на новом альбоме в электронику или заиграть вдруг протяжный психоделический металл.

История The Smashing Pumpkins после 2000 года заставила фанатов их «золотого» периода 90-х не раз сходиться в кровопролитных баталиях. Официально бренд SP на семь лет был предан забвению, и неутомимый Билли самореализовывался в составе супергруппы Zwan и под своим собственным именем. Но в 2007 дуэт Коргана и Чемберлина выдал от имени «тыкв» замешанный на хард-роке и стоунере «Zeitgeist» – только для того, чтобы вновь изгнать Чемберлина из официального состава SP и нанять его же назад, но уже как сессионного музыканта для «живых» выступлений. Альбомы 2012 и 2014 года Корган выдавал от имени Pumpkins, будучи единственным оставшимся участником Того-Самого-Легендарного-Коллектива. Что, впрочем, благотворно отразилось на их качестве – продолжительный, основательный и более традиционный для SP по звучанию альбом «Oceania», например, получил лучшие отзывы критиков со времен «Adore» 1998 года и был наконец тепло принят фанатами.

Сумбур и чехарда в музыкальной жизни Коргана (который за это время еще успел выпустить второй сольник с акцентом на гитарную акустику и помочь Кортни Лав записать альбом-камбэк Hole) наиболее ярко отражают все несочетаемые грани его творческой личности – из всех лидеров групп 90-х он всегда был самым непредсказуемым и разноформатным. Строго говоря, заиграй он на новом альбоме (теперь уже с полноценным участием не только Джимми Чемберлина, но и лидер-гитариста из классического состава Джеймса Иха) кантри или реггей – было бы не так удивительно. Слава богу, этого не произошло.

Как, впрочем, не вышло из этого камбека и легендарной записи на века. «Shiny and Oh So Bright Vol. 1» – набор весьма разноформатных песен, как будто демонстрирующий нам потенциальный размах крыльев гранж-феникса The Smashing Pumpkins. Тут есть и баллада, рифмующаяся с классической «1979» («Silvery Sometimes (Ghosts)»), и трек, похожий на би-сайд с «Zeitgeist» («Solara»), и внезапный треш-металлический рифф («Marchin’ On»), и завывания, отсылающие к первому сольнику Билли Коргана («Knights of Malta»). А нет только одного – музыкального и идейного единства, которым были сильны все записи SP 90-х. Даже тот же освистанный критиками «Zeitgeist» звучал более сбито, хоть и топтался больше на территории Alice in Chains и Queens of the Stone Age. Альбом будто бы наскоро слеплен из разноплановых демок ради красивого титра «Выпущен в год 30-летия группы». Но если именно это было необходимо, чтобы SP вновь начали давать свои легендарные трехчасовые шоу в составе, максимально приближенном к «золотому», – что же, мы еще и не такое переживали.

Что точно следует из релиза «Shiny and Oh So Bright Vol. 1» – так это то, что «тыквы» живы. Или, правильнее сказать, жив сам Билли Корган, по-прежнему готовый писать хоть обаятельные баллады, хоть грохочущие рокешники, хоть поп-треки с солирующими клавишными. В целом для такого мегаломана, как он, 30 минут нового релиза – это вообще ни о чем. Написавший как-то для одного альбома («Mellon Collie and the Infinite Sadness») 56 песен и обычно исполняющий на концертах за раз более 30 композиций, вряд ли сам Корган относится к этому восьмипесенному релизу иначе, нежели как к нескольким «пробам пера» в составе старых друзей. Не стоит иначе относиться к нему и нам с вами.

Читайте также