Комикс в России – явление и новое, и не новое. Как подсказывает нам «Википедия», технику эту использовал еще Владимир Маяковский в «Окнах РОСТа», а еще позже рисованные истории стали органичной частью детского журнала «Веселые картинки», однако особого развития, а тем более трансформации в отдельный вид искусства комикс в СССР не дождался. Несколько изменилась ситуация в поздне- и постсоветское время, с приходом небезызвестного диснеевского мыша и появлением многочисленных Бэтменов, Суперменов и остальных. И если тома комиксов о перечисленных товарищах насчитываются уже десятками, в том числе и на русском, то, не считая Артема Габрелянова с его Майором Громом, Бесобоем, Красной Фурией и другими, с собственными комиксными франшизами в России складывается не очень, да и количество фанатов комиксов у нас и за рубежом просто несопоставимо. Об этом свидетельствуют и масштабы проводимых мероприятий: сравните громадный Comic-Con в Сан-Диего и его столичного собрата.
Тем не менее как минимум одну интересную особенность графического романа в России все же восприняли: визуальное переосмысление большой и не очень большой литературы породило несколько интересных проектов, одним из которых стала книга-комикс «Омон Ра» по гротескному роману Виктора Пелевина, созданная «отцом» российского комикса в жанре «хоррор» Аскольдом Акишиным и комикс-сценаристом Кириллом Кутузовым. Кстати, среди более ранних работ Акишина значатся графические романы по мотивам «На Западном фронте без перемен» Ремарка и «Мастера и Маргариты» Булгакова.
«Это не сатира на советскую космонавтику. Это история взросления юного человека в жутком и непонятном мире, постепенно открывающем свои тайны», - говорил о своем романе Пелевин. Действие его, как несложно догадаться, происходит в Советском Союзе – и черно-белая гамма, выбранная авторами комикса, как нельзя лучше подходит и для ретро-стилизации, и для притчи об обретенных и утраченных иллюзиях, которая облечена в форму гротескной истории о покорении космоса.
К слову сказать, графический роман выполняет и косвенную задачу своего рода иллюстрированного издания, которого сам роман, кажется, до сей поры не дождался, а также позволяет внести в изображение долю гротеска, подразумеваемого и самим Пелевиным. Так, главный герой Омон Кривомазов в образе космонавта в газете или руководители полета, странно напоминающие знакомую советским людям триаду профилей Маркс-Энгельс-Ленин, явно пародируют тогдашнюю действительность, как и космонавт, одетый в ватник и ушанку вместо скафандра. Последнее обстоятельство, впрочем, присутствует и в тексте романа, но в виде комикса приобретает дополнительное измерение – словно насмешка то ли над стереотипами относительно русских, то ли над самим полетом на Луну, который вовсе никакой и не полет. Новое измерение приобретают и реплики героев романа.
«Единственным пространством, где летали звездолеты коммунистического будущего... было сознание советского человека». Подлинный смысл этой фразы понимаешь только дочитав роман до конца – но в версии графического романа эта фраза высвечивается еще ярче, а лицо юного Омона Кривомазова на этих словах словно озарено неким знанием, которое на самом деле ему предстоит постигнуть намного позже. Он еще верит в то, что, кроме убогой и бедной советской действительности есть еще одна – маленькая чистая синева, где у каждого есть своего рода посольство. Жизнь сломает и эту веру: летное училище обернется натуральной трагикомедией, обучение в секретной космической школе при КГБ – чередой анекдотов, а полет на Луну под звуки Pink Floyd – то ли заговором, то ли маскарадом. Кстати, в 1988 году советские космонавты действительно взяли в одну из экспедиций новый концертный альбом Pink Floyd, ставший первой прозвучавшей в космосе музыкой. Но действительность полета, который все еще представляется Омону полетом, бесконечно далека от того, что рисовалось в его воображении, пусть и под музыку любимой группы – и закономерно оборачивается крахом всех надежд и иллюзий.
«Достаточно одной чистой и честной души, чтобы на далекой Луне взвилось красное знамя победившего социализма. Но одна такая душа хотя бы на один миг необходима, потому что именно в ней взовьется это знамя». Этими словами по сути заканчивается и графический роман, и его оригинал, превращающийся то ли в проповедь солипсизма, то ли в своего рода притчу не только о несбывшейся мечте, но и о недоступности космоса – другие планеты негостеприимны, и покорение космоса возможно не раньше, чем появится техника, способная преодолевать пространство космоса так же легко, как нынешний человек преодолевает пространство города, спускаясь в метро. А нынешние попытки завоевания вселенной пока что выглядят такой же имитацией великой задачи, как и вся так называемая экспедиция Омона Кривомазова.