«Апгрейд» – сумасшедшая смесь «Робокопа», «Бегущего по лезвию», «Космической одиссеи» и «Особого мнения». И это гигантский комплимент фантастическому боевику от Ли Уоннелла, сценариста «Пилы» и «Астрала».
Голливуду не впервой рассказывать истории о калеках, которые снова обретают смысл жизни благодаря науке или чуду. Трагедия может сломать – человек чувствует себя беспомощным и бесполезным. Герой криминальной фантастики Ли Уоннелла прикован к постели после нападения банды наемников. Технофоб Грей Трэйс (Логан Маршалл-Грин) оказывается парализованным, а жену убивают прямо на его глазах. Три месяца спустя Грею предлагают вживить в тело уникальную разработку – насекомообразный чип под названием «Стем», который не только поставит на ноги, но и сделает своего хозяина быстрее и сильнее. И хотя герой сомневается – мужик старомоден, слушает винтажные пластинки и возится с машиной, словом, любит запачкать руки – желание найти мерзавцев и отомстить за любимую берет верх.
«Апгрейдовское» будущее, где жизнь протекает в умных домах и умных автомобилях, пусть слегка декоративное, но почти неотличимо от нашего настоящего. Беглыми штрихами показано классовое разделение, противостояние идеалистов и капиталистов, пока бедные зависают в виртуальной реальности, потому что «выдуманный мир не такой болезненный, как реальный». Здесь давно потеряли веру в любого бога, а бумажные деньги – олдскул.
«Изюминка» фильма проявляется в том, что после тайной операции Грей начинает слышать голос, который дает полезные советы и помогает выследить убийц. Мужик обезумел? Возможно. Однако голос, который похож на компьютер HAL 9000 из кубриковской «Одиссеи», в самом деле существует, но слышит его только Грей. Вживленная железяка – искусственный интеллект, который в самый ответственный момент овладевает телом простого смертного. Человек зависим от машины, потому что, отключив искусственный интеллект, отключишь тело. Вскоре опытный зритель смекнет, что высший разум не может быть рабом, а человеку придется побороться за власть над своей судьбой. И тут все по классике – бунт творения против своего создателя. Налицо переосмысление монстра Франкенштейна, которым человек не в силах управлять. Человек становится пережитком прошлого. А все потому, что коварная машина совершенна, и автор сценария и режиссер Ли Уоннелл постарается нас в этом убедить.
«Апгрейд» доказывает, что фантастические боевики еще могут удивлять, а голливудские творцы не боятся экспериментировать. Это никакой не сиквел, не приквел и не ребут, вроде бы и жанр знаком, но предугадать, что нас ждет, невозможно. Убийство жены и инвалидность мужа не могут быть случайностью, а искусственный разум оказывается в нужном месте в нужное время. Возможно, тело Грея предназначено для некой высшей цели?
Режиссер умудряется взбодрить традиционную притчу об опасности и убийственности научных разработок в обертке сочного боевика, эдакого киберпанкового «Джона Уика», успевая заложить конспирологическую мысль о том, что планету заполоняют киборги, обладающие собственными целями и убеждениями. Помимо сумасшедшего сюжета, головокружительных движений камеры, выразительных композиций и бесподобной хореографии, фильм не может не вызвать улыбку, когда герой вынужден приспосабливаться к странной новой жизни с голосом в голове. Особенно там, где простой механик оказывается один на один с киллерами – Грей передает управление роботу, ангелу и демону в одном лице, и начинает недоумевать, как же ударно он раскидывает всяких бандитов, которые вроде бы пострашнее да помассивнее, а у других еще и пушки вместо рук. Удивляется герой так, будто дерется вовсе не он. А ведь правда – человек подчиняется, причем добровольно. «У него нож!» – кричит Грей, но голос тут же успокаивает: «Я вижу. У нас тоже нож». Инвалид извивается, как бес, а камера имитирует роботически точные телодвижения, и подобная клоунада, сдержанная и уместная, гармонирует с кровавым насилием.
«Апгрейд» – безумно живой боевик, пусть скромный и антиблокбастерный, как «Из машины» – еще один фильм об автономии технологий. Спецэффекты сделаны смачно, история без лишней мишуры, хотя иногда, но крайне редко, чувствуется, «бюджетность», и не ждите футуристичных красот «Призрака в доспехах» и последнего «Бегущего по лезвию». Может быть, дело в компании Blumhouse, поэтому фильм попахивает «бэшечкой», но при этом «Апгрейд» пропитан антиутопичной атмосферой, вплоть до закрученного, безнадежного, даже нигилистичного финала. Трагедия главного героя не мелодраматизируется и, возможно, в этом единственная беда, потому что ни один персонаж не имеет глубины. Гуманность – не союзник этой истории. Автор цепляет зрителя большими идеями, но порой забывает о маленьких людях, о которых рассказывает. Как ни крути, а история совершенно человеческая и древняя как мир – мужик мстит за смерть любимой женщины.