​«Вдовы»: Бесприданницы патриархальной Америки

Новая лента Стива МакКуина мечется между криминальным триллером и политической драмой, однако жанры не стыкуются, и понять, что именно хочет сказать фильм, невозможно.

Фильм «Вдовы» основан на одноименном британском телесериале 80-х, и как же это чувствуется. Черт возьми, как же тут много персонажей, с которыми опытный постановщик не всегда справляется. Рассказ одновременно и содержателен, и пуст. Кажется, будто мы топчемся на месте, но давайте обо всем по порядку.

Это история о сильных и умных женщинах, чьи мужья погибли во время ограбления. Выясняется, что муж (Лиам Нисон) одной из вдов (Виола Дэвис) украл два миллиона зеленых у черного кандидата в городской совет. На носу выборы, поэтому надо срочно возвращать долги. Деньги сгорели. И вот отчаянная дама вместе с другими вдовами (Мишель Родригес и Элизабет Дебики), чьи жизни без кормильцев тоже обнищали, идет на ограбление. Женщины начинают готовить план: узнают место ограбления – на руках только блокнот да чертежи, покупают фургон и пистолеты, а также ищут водителя – не хватает дополнительного человека. Одновременно с этим разворачивается другой сюжет. Ну, как разворачивается... История просто гуляет. Конкурент того черного политика – белый коррупционер (Колин Фаррелл), уверенный в продолжении семейного дела. Белые, как ни странно, давно во власти и уступать «ниггерам» не думают. Типичная американская трагедия. Здесь люди верны только баксу.

Кадр из фильма «Вдовы»

Повествование постоянно мечется от политиков к вдовам и снова к политикам, поэтому непонятно, мы смотрим то ли криминальный триллер, то ли политическую драму. Вместе эти жанры здесь не стыкуются. Политика сбивает внимание, мешая вырисовываться портрету скорбящих женщин, а фильм, как видно по названию, заявлен именно таким. Похоже, никто ничем сильно не озабочен, кроме как поскорее отдать долг, оставленный мужьями. А когда дело наконец доходит до ограбления, которое поставлено шустро и остро, проникнуться серьезностью финала не хватает сил. Это кино о чем угодно, только не про ограбление.

Кадр из фильма «Вдовы»

Холодный нуар, где женщины играют ключевую роль от начала и до самого последнего кадра, где у каждой есть своя жизнь и свой голос, где показаны нищета и богатство, явно пытается что-то сказать. Все же поставил картину автор драм об издевательствах над ирландскими заключенными, об одиночестве современного человека и о философии рабовладельцев. Значит, вдовы должны зрителя просветить, а не ограничиваться кражей денег. Ну не может быть, чтобы фильм был только о том, что мужчины уже не доминируют даже жанром и вынуждены делиться властью с женщинами. Особенно когда пистолет – лучший друг женщины. Правда, похоже, что «Вдовы» – не более, чем изображение убитых горем дам, которые доказывают, что им хватает духа. Одна теряет магазин из-за долгов, другая становится проституткой, а третья должна вернуть долг неверного мужа черным ребятам из гетто. А ведь черным нужны эти деньги на политику, чтобы поставить на место белых, поэтому на такое дело, видимо, и дать не стыдно, даже полезно. Негры тоже требуют власти, чтобы за ними бегали с камерами, а не со стволами.

Кадр из фильма «Вдовы»

Историю о скорбящих режиссер пытается наслоить драмами личными и городскими, но получается неровно. Система узаконенного воровства и политические интриги циничных мужчин показаны поверхностно. Выясняется, что белые политики работают с чикагскими гангстерами. А кто не уловил оттенок нравоучительной толерантности, присмотритесь: одна вдова – афроамериканка, другая – мексиканка, а третья – полячка. Поистине живым персонажем является только героиня Виолы Дэвис. Во-первых, Виола Дэвис играет жену лидера банды, а во-вторых, ее персонаж наиболее прописанный. Женщина оплакивает не только мужа, но и сына, которого убили белые копы, и именно ее судьба имеет сюжетный поворот, который, по замыслу авторов, должен заставить зрителя ахнуть и плюнуть на могилу изменника. Примечательно, что героиня Виолы Дэвис – не проститутка, а герой Лиама Нисона – не ее хозяин. Актеры играют любящую пару, живущую в патриархальном мире, где политики обманывают избирателей, церковь обманывает верующих, а любовники обманывают друг друга.

Кадр из фильма «Вдовы»

«Вдовы» прекрасно вписываются в новую волну феминизма, борющимся с патриархатом (или с «трампизмом»). Правда, рядом с другими произведениями Стива МакКуина, это – самое слабое, потому что растянуто, водянисто и ничего особенного. Конечно, МакКуин сделал не типичное жанрово-коммерческое кино. Фильм мощно начинается и заканчивается, есть пара сцен, снятых одним дублем, а главная здесь мысль: политика – это бизнес. Однако помимо изображения экономического и политического неравенства в Чикаго и Америке в целом почему-то вылезает неловкий эпизод с поцелуем незнакомца и странное поведение вдовы, стоящей перед дверью, которую можно и нужно открыть, но она берет и уходит молча. О чем вообще может быть речь, когда самым напряженным моментом во всей двухчасовой драме в обертке триллера оказывается перевернутый код на бумаге, который женщины должны перевернуть. Так что же это – искусство или кусок обоев?

Читайте также