22 ноября в прокат вышел новый фильм шведского режиссера Бьерна Рунге «Жена». Речь в нем идет о том, как Нобелевская премия по литературе круто изменила жизнь не только одного американского писателя, но и его жены. Приехав в Стокгольм на церемонию вручения престижной награды, супруги наконец-то смогли определить, кто на самом деле является главным писателем в их семье.
«Жена» Бьерна Рунге как будто специально создана для того, чтобы хоть немного компенсировать нехватку нового нобелевского лауреата по литературе в этом году. Ведь, как известно, в 2018 году шведские академики приняли решение не присуждать никому премию в этой области. Виной тому, конечно же, не нехватка достойных авторов, а череда скандалов, случившихся внутри Нобелевского комитета: обвинения в харассменте, утечка секретной информации, вскрывшиеся коррупционные схемы…
Можно ошибочно подумать, что создатели фильма придумывали свою историю впопыхах, чтобы поскорее успеть, пока не остыла хорошая тема, но нет. На самом деле мировая премьера «Жены» состоялась еще год назад, а в основе ленты лежит не скандальная биография какого-нибудь классика, а одноименный роман американской писательницы Мег Вулицер, написанный 15 лет назад. Благодаря удачно выбранной дате выхода фильма в прокат (осенью обычно объявляют всех номинантов на Нобелевскую премию) у картины появилась дополнительная актуальность. При менее благоприятных условиях эта традиционная семейная драма о пожилых супругах могла бы и вовсе не добраться до наших экранов, как, например, похожая на «Жену» картина «В поисках праздника» (ее показывали только в рамках 40-го Московского международного кинофестиваля).
Для зрителей история Джо и Джоан Кастлманов (Джонатан Прайс и Гленн Клоуз) начинается с 1993 года, когда Джо сообщают о присуждении ему Нобелевской премии по литературе. Но для самих героев она начинается гораздо раньше, в 1956 году, когда закрутился их роман. Джоан тогда была студенткой (героиню в молодости играет Энни Старк, дочь Гленн Клоуз), а Джо – преподавателем литературы. Оба они мечтали стать писателями. Джоан была талантливее Джо, но после встречи с писательницей, чья карьера не задалась (Элизабет МакГоверн), она ошибочно подумала, что женщина и большая литература – вещи несовместимые. Поэтому, когда у Джоан появилась возможность подсунуть рукопись издателю, она предпочла уступить эту возможность Джо. Все-таки на дворе 50-е, и формулу «дети, дом, семья» тогда еще никто не отменял.
То, как будут развиваться дальнейшие события, предугадать несложно, особенно если вспомнить «Большие глаза» Тима Бертона. Сложно другое: поверить в ту реальность, которую рисует нам режиссер Бьерн Рунге и сценаристка Джейн Андерсон, обычно мастерски рассказывающая истории сильных и смелых героинь («Безумцы», «Что знает Оливия»). Хотя «Жена» никоим образом не претендует на звание фантастики, но от ощущения, что нам показывают какую-то альтернативную реальность, отделаться чрезвычайно трудно. Дело даже не в том, как шаблонно и условно показаны зарисовки из молодости героев-американцев (это можно списать на авторское видение режиссера-скандинава), а в том, что студентка, изучающая литературу в университете, могла поверить какой-то случайной особе, что книги, написанные женщинами, никто не читает. Что это за университет такой, в котором не знают о сестрах Бронте, Вирджинии Вулф или об «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл? Да, женщинам, всегда было сложнее пробиваться, но все-таки Джоан живет не в начале XIX века, когда пишущих романы женщин воспринимали как нечто из ряда вон выходящее, а о середине XX века, когда в той же Швеции уже полвека как женщины-писательницы входили в число номинантов (и лауреатов) на Нобелевскую премию. Более того, в реальном, а не в выдуманном авторами мире, в 1993 году, когда чествуют вымышленного Джо Кастлмана, Нобелевскую премию по литературе получила абсолютно реальная афроамериканка Тони Моррисон.
Понятно, что для создателей фильма важнее было сделать крепкую семейную драму, показать яркий конфликт мужчины и женщины, высказаться на актуальную феминистическую тему, а не поговорить об истории литературы. К тому же фильм не основан на реальных событиях, поэтому все сюжетные проблемы можно назвать «художественными допущениями» и закрыть на них глаза. Однако назвать работу Бьерна Рунге провальной было бы слишком жестоко. В фильме достаточно ярких, эмоциональных и забавных сцен, а актерский дуэт Гленн Клоуз и Джонатана Прайса и вовсе поднимает ленту с позиции «посредственная» до уровня «нестыдная». Сыгранные ими герои получились многогранными и интересными, даже несмотря на то, что существуют они в недостоверном и условном мире. Хотя оба актера справились со своими ролями превосходно, ведущая партия здесь все-таки у Клоуз. Смотреть на нее – одно удовольствие, ведь мы так давно не видели ее в хороших фильмах, что уже успели позабыть, какая она прекрасная актриса.
У Бьерна Рунге получилась очередная история о том, что однажды все же надо перестать копить обиды внутри себя, играя в хорошую семью на публике, – надо расслабиться и позволить себе взять именно ту роль, которая тебе больше всего подходит. Вроде бы это всем известные истины, о которых столько написано, спето и снято, но, видимо, их все еще надо четко и внятно проговаривать – в данном случае с экрана.