В центре сюжета ленты – тихая, неординарная и утонченная девушка Колетт. Она выходит замуж по любви и перебирается из провинциального городка в центр богемной жизни – в Париж. Ее муж, Вилли, известен в обществе благодаря своему таланту писателя, которого на самом деле нет, так как он платит более одаренным авторам за то, что те сочиняют произведения за его именем. В какой-то момент все «литературные рабы» Вилли отказываются на него работать, и тогда на помощь мужу приходит Колетт. Книги, написанные Колетт, становятся бестселлерами, а пара – завсегдатаями богемных вечеринок. Однако вскоре достигнутая с помощью лжи идиллия превращается в суматоху, и дело доходит до того, что Вилли оказывает на Колетт психологическое давление. Тогда девушка решает, что скрывать себя настоящую и свой талант больше не намерена. Колетт начинает борьбу против дискриминации.
«Колетт» Уоша Уэстмоленда вышла в прокат буквально спустя неделю после премьеры фильма «Жена» Бьёрна Рунге – и в этих лентах героини оказываются в схожей ситуации. Обе женщины-писательницы долгое время держатся в тени своих мужей, но в один «прекрасный» момент осознают, что больше так жить не хотят и не могут. В случае «Жены» феминистская тема плавно переходит в разговоры о динамике отношений автора и редактора, и в тени оказывается уже муж. В «Коллетт» режиссер собирает несколько сюжетных линий, так или иначе касающихся реального исторического персонажа, чья биография требует огласки и структурной экранизации. В этом случае фокус держится на обстановке и атмосфере эпохи, в которой творила и жила Колетт, для лучшего воспроизведения ее портрета.
Сначала зритель знакомится со скромной девушкой из провинции, которая переезжает в столицу Франции, всегда держать в тени мужа, и спокойно кивает, когда он знакомит ее со своими коллегами и друзьями. Режиссера интересует трансформация его героини из «простушки» в бесстрашную женщину, которая может поцеловать девушку и оголить грудь на сцене «Мулен Ружа». Ничего бы этого не случилось в жизни Колетт, если бы не деструктивный брак с Вилли, который стоил немалых нервов и огромных денежных трат, полученных благодаря таланту Колетт. Поэтому история французской писательницы формируется по типичной сказочной структуре «злодей и героиня», где деспот-муж обязательно остается отрицательным персонажем, а супруга является безусловно положительной героиней. Такую же схему можно рассмотреть в «Больших глазах» Тима Бертона, где героиня Эми Адамс скрывала свой талант художника за именем собственного мужа. Но на то он и Тим Бертон, все-таки «сказочность» – это один из ключевых элементов его творчества. В «Жене» Бьёрн Рунге сначала принимает вышеупомянутую модель, но в итоге практически меняет героев местами, или просто равняет их по положению.
В биографическом кино «сказка» почти невозможна, если это, конечно, не фильм-фантазия о жизни определенного исторического персонажа. По стилю Уэстмоленд все-таки хочет создать «обыкновенный байопик», но так, чтобы он отвечал всем «пунктикам» современного мира с его проблемами. Таким образом от идеологии «Прекрасной эпохи» остается только упоминание, зато антураж и облик общества того времени предстает перед зрителем благодаря костюмам, архитектуре и интерьерам, тесно связанным с жизнью парижской богемы. Кира Найтли не первый раз появляется в костюмированных исторических драмах (можно вспомнить фильмы одного только Джо Райта), поэтому ее органичность в творческом Париже образца конца XIX и начала XX веков изначально обоснована.
Вследствие метаморфоз, происходящих в самосознании главной героини, меняется и ее внешний вид, поэтому юбки сменяются брюками, а затем писательница уже не боится появляться на публике в самых откровенных нарядах. Невинная девушка становится настоящей бунтаркой только ради того, чтобы познать саму себя. Отсюда эксперименты со своей сексуальностью, измена литературе и интерес к перфомансам и танцам. Вроде бы, раз уж есть так много элементов, через которые можно раскрыть личность самой Колетт, то сюжетную линию с ее мужем можно уже закончить. Однако, как бы режиссер не хотел сфокусироваться на чем-то другом, именно союз мужа и жены является центральной идеей фильма. Любовь супругов выходит за рамки любых отношений между мужчиной и женщиной, почти как в фильме «Профессор Марстон и его чудо-женщины» Анджелы Робинсон, так как герои почти начинают жить в условном полиаморном браке. Но и этому тоже приходит конец.
В конечном счете, Колетт, как представитель поколения «Прекрасной эпохи», остается где-то на страницах учебников истории или популярной литературы, пока на экранах реальные люди из прошлого говорят на языке XXI века. Фильмов на подобную тематику в будущем стоит ожидать и от студии Disney – чтобы уравновесить ранее появившиеся «неправильные» образы принцесс. Кстати, именно по этой причине Кира Найтли запрещает своей дочери смотреть «Золушку» и «Русалочку». Но что делать, если в «Колетт» речь идет не о выдуманном персонаже, а о настоящем имени, зафиксированном в истории?