Зак Снайдер
Зак Снайдер снимает супергеройские картины по комиксам DC, он давно зарекомендовал себя как заметный режиссер-визионер, в среде фанатов комиксов (да и вообще в среде фанатов поп-культуры) у него предостаточно и горячих поклонников, и тех, кто на дух не переносит его работы. Возможно, ни один другой современный режиссер мейнстримного кино еще не становился таким феноменом уже из-за одной только своей противоречивости, как Снайдер. И спор о том, являются ли «Человек из стали» (2013) и «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016) «непонятыми шедеврами с глубиной и смыслом», или же «излишне претенциозным, слишком перегруженным супергеройским кино, которое дышит режиссерским самолюбованием», возможно, будет вечным. Бесспорно в Снайдере одно – он всегда был способен снять и феномен поп-культуры – как «300 спартанцев» (2006), и разгромленный критиками «худший фильм десятилетия» – как «Запрещенный прием» (2011), и супергеройскую экранизацию, опередившую время – как «Хранители» (2009), и все это – одинаково любовно.
Даррен Аронофски
Для одних Даррен Аронофски – гений, для других – «ну, тот режиссер, фильмы которого толком не поймешь». Несмотря на (пока что) не очень обширную фильмографию, Аронофски уже успел создать собственное весомое наследие, которое точно не забудут и, как минимум, будут еще долго обсуждать (тем более что тем для обсуждения здесь великое множество). Среди этих фильмов есть и психологические драмы, и триллеры, которые стали популярными и даже культовыми среди широкой аудитории – «Реквием по мечте» (2000), «Черный лебедь» (2010), – и такие картины, которые больше всего напоминают философско-психологические притчи или же и вовсе откровенные эксперименты режиссера над зрительской психикой. При просмотре «Пи» (1998), «Фонтан» (2006), или же «мама!» (2018) в голове бьется вопрос «Зачем вообще он это делает?!», что автоматически возводит Аронофски в ранг режиссера со своим неподражаемым видением и стилем, но, тем не менее, «режиссером не для всех».
Николас Виндинг Рефн
Николас Виндинг Рефн в каком-то смысле идет по стопам Стэнли Кубрика, на первое место ставя идеально выверенную фирменную «картинку», которую сделал узнаваемым его триллер «Драйв» (2011) – пожалуй, единственный фильм Рефна, который не вызвал полярно противоположные отклики. Триллеры «Только Бог простит» (2013) и «Неоновый демон» (2016) раскрыли режиссера (кстати, поклонника Дэвида Кроненберга) как любителя сочетать в сюжетах сюрреалистичность с крайней жестокостью, причем его персонажей кинопресса называла не иначе как «плоскими». Видимо, даже самой совершенной «картинки» зрителю далеко не всегда бывает достаточно. Так или иначе, но даже резкие отзывы от критиков и настоящие провалы, которые бывали в его карьере (триллер «Страх "Икс"» потерпел крах в прокате и вогнал Рефна в долги) до сих пор не отбили у Рефна веру в себя или тягу экспериментировать.
Читайте также: 15 фильмов, которые обожают зрители и ненавидят критики
Ларс фон Триер
Стиль Ларса фон Триера может и по-своему очаровывать, и отталкивать: режиссер, который очень долго играл на болезненности во всех ее формах, не соблюдал границы и рамки и создавал громкие скандалы своими фильмами («Идиоты» (1998), «Антихрист» (2009)), не может не заинтересовать как фигура, хотя с его фильмами у зрителя может сложиться по-разному. Для кого-то будет важнее интеллектуальная и эмоциональная сторона фильмов фон Триера – как в «Догвилле» (2003), или даже в «Антихристе», получившем на Каннском кинофестивале специальный антиприз «за женоненавистничество». Другие не могут воспринимать триеровскую «антиэстетику» и само его желание «вывернуть кино наизнанку» и заменить привычные смыслы и формы своими собственными. Так что даже слово «провокатор» может применяться к фон Триеру в самых разных смыслах.
Читайте также нашу рецензию на новый фильм Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек» – тоже вызвавший немало споров проект режиссера (вплоть до того, что на показе на Каннском кинофестивале часть зрителей покинула зал).
Терренс Малик
Три фильма, которые Терренс Малик создал на протяжении 30 лет карьеры – «Пустоши» (1973), «Дни жатвы» (1978) и «Тонкая красная линия» (1998) – принесли ему славу одного из самых значимых режиссеров современности. В любви к творчеству Малика признавались известные режиссеры – те же Кристофер Нолан и Дэвид Финчер. После своего возвращения в 2005 году, когда вышла его историческая драма «Новый свет», Малик вызвал у публики и у критиков противоречивую реакцию. Драма «Древо жизни» (2011) была освистана на премьере в Каннах, но при этом получила главный приз кинофестиваля и высшие оценки от влиятельных кинокритиков. «К чуду» (2012), «Рыцарь кубков» (2015) и «Песня за песней» (2017) сняты в импровизаторском стиле, который не всем легко с ходу воспринять. Критики, тем временем, раскололись на два противоположных лагеря и видят в поздних работах Малика кто мастерскую режиссуру и тонкое содержание, кто самолюбование и банальную патетику.
Дэвид Линч
Режиссер, чье имя синоним сюрреализма и абстракционизма в кино – один из самых ярких примеров кинотворцов, которых, вместе с их фильмами, действительно или преданно любят, или абсолютно не переваривают. Даже самые «безобидные» из творений Линча («Человек-слон» (1980), «Дюна» (1984), «Дикие сердцем» (1990)) не просто так делили на два лагеря даже видавших виды критиков, не говоря уже о зрителях. С годами Линч создал практически собственную вселенную, в которой если и есть логика, то понятная разве только ему самому и (возможно) его самым преданным фанатам, став режиссером, создавшим немало картин, которые преимущественно запутывают, как темный лабиринт. Для любителей блуждать в этом лабиринте режиссерской фантазии особенно значимы «Голова-ластик» (1977), «Шоссе в никуда» (1997), «Малхолланд Драйв» (2001), и, разумеется, культовый сериал «Твин Пикс» (1990–1991, 2017). А его последний на сегодняшний день полнометражный фильм – «Внутренняя империя» (2006) – лишний раз отчетливо подтвердил, что мэтр остается верен себе, пополнив ряд особо изощренных киноопытов Линча, которые неподготовленному зрителю сложно «осознать» за один просмотр.
Читайте также: I'll try to Lynch you: Загадки и разгадки трех фильмов Дэвида Линча
Стэнли Кубрик
Будучи одним из самых известных и влиятельных режиссеров за всю историю, Стэнли Кубрик, однако, всегда вызывал своим творчеством споры – к примеру, своим оригинальным подходам к экранизациям. Как фанаты Стивена Кинга и Энтони Бёрджесса по-прежнему не могут сойтись во взглядах на его киноадаптацию романов «Сияние» (1980) и «Заводной апельсин» (1971) – имеет ли режиссер право до такой степени переиначивать оригинал, если речь идет об экранизации, и искупает ли это его режиссерское видение? – так и у критиков до сих пор нет единодушия насчет «Цельнометаллической оболочки» (1987) и «С широко закрытыми глазами» (1999) – на последний фильм Кубрика реакции критиков с самого начала были прямо противоположными. В своих работах Кубрик создал одни из самых ярких, известных и цитируемых образов в истории кино (как в «Сиянии»), а его научно-фантастический фильм «Космическая одиссея 2001 года» (1968) заложил основы современной кинофантастики. И все же о «Космической одиссее» в свое время ожесточенно дискутировали даже маститые писатели-фантасты. Рэй Брэдбери был откровенен:
«Кларк должен был писать сценарий самостоятельно, не позволяя Кубрику залезать в него своими лапами. Вероятно, и с технической, и с визуальной точек зрения это один из самых убийственно скучных фильмов, который когда-либо выходили на экран…»
В то время как Артур Кларк, в соавторстве с которым Кубрик написал сценарий к «Космической одиссее», заявлял:
«Если вы поймете фильм, значит, мы потерпели неудачу. Мы хотели задавать вопросы, а не отвечать на них».
Возможно, Кларк таким образом выразил все, что нужно знать о Стэнли Кубрике и его картинах.
Гаспар Ноэ
Enfant terrible Гаспар Ноэ любит шокировать зрителя, заставлять его испытывать весь спектр беспокойных эмоций, показывая на экране подчас поистине жестокие секс и насилие. Поклонники Ноэ называют его экспериментатором, который, выходя за рамки хорошего вкуса и приличий, таким образом будит и будоражит современную аудиторию, которая, по его мнению, давно лишилась способности испытывать настоящие эмоции. Противники Ноэ обвиняют его в чрезмерной жестокости, женоненавистничестве, неумении создать что-либо осмысленное, из-за чего он давит на насилие и секс, за которыми, по сути, совсем ничего нет. Короче говоря, либо вы сидите и смотрите фильм Гаспара Ноэ, либо вы встаете и уходите с сеанса. Третьего в его случае, похоже, быть не может. (Хотя признаем, что его последний на сегодня фильм «Экстаз» (2018) получился вполне себе лайт-версией обычного Ноэ.)
К слову, когда с премьеры его второй ленты «Необратимость» (его магнум опус) на Каннском кинофестивале в 2002 году посреди сеанса ушли 250 зрителей, Ноэ не расстроился – напротив, он даже вывел этот факт на обложках кассет и постерах.
София Коппола
Дочь Фрэнсиса Форда Копполы София начинала свою карьеру в кинематографе как актриса, снимаясь в, частности, лентах своего отца («Пэгги Сью вышла замуж», «Такер», «Крестный отец 3» и т.д.). Однако с 1999 года, с ленты «Девственницы-самоубийцы», София Коппола начала карьеру режиссера и сценариста, и добилась вполне себе заметных успехов – в ее копилке премии «Оскар», «Золотой глобус» (за сценарий к ленте «Трудности перевода» (2003)), «Сезар» (за лучший иностранный фильм – «Трудности перевода»), награды Каннского кинофестиваля (за лучшую режиссуру – «Роковое искушение» (2017)) и Венецианского кинофестиваля (лучший фильм года – «Где-то» (2010)). Список внушительный, названия премий громкие, но вот о лентах самой Софии Копполы подчас трудно сказать что-либо определенное, поскольку связь с героями ее картин и, по сути, с рассказываемой историей зрителю установить сложно. Персонажи фактически всех ее лент как будто бы потерялись в жизни, стали эмоционально отстраненными и непонятными, мающимися. Они чего-то ждут, на что-то надеются, чего-то хотят, но чего ждут и на что надеются – непонятно, но им это нужно. По ходу дела их что-то гложет, они страдают, но что это «что-то» – то ли что-то конкретное, то ли все сразу, тоже непонятно. Трудно поспорить, что у Копполы получаются атмосферные ленты, но вот сказать, бодрствуют ее герои или крепко спят (в частности, еще из-за манеры концентрироваться не на развитии сюжета, а на каких-то отдельных «узлах» истории), трудновато. Впрочем, те, кто уловил фирменный «отстраненный» стиль Софии Копполы, получают полноценное удовольствие от просмотра ее фильмов.