«Друзья» (Friends, 1994-2004)
К финалу этого популярнейшего классического сериала сложно придраться. Тем более, что именно такого очаровательно-сладкого хэппи-энда с нетерпением ждали многие его поклонники. То, что создатели без раздумий пошли навстречу фанатам и устроили воссоединение Рэйчел с Россом, радует. Сейчас, спустя почти 15 лет после завершения шоу, кажется, что у такого ситкома, как «Друзья», в принципе не могло быть другого завершения. Однако на самом деле вполне себе могло. Изначально один из создателей сериала Дэвид Крэйн (продюсер и сценарист) подумывал оставить финал шоу открытым – чтобы вообще не было понятно, какие отношения утвердились между Россом и Рэйчел в итоге и действительно ли она отказалась от приглашения в Париж ради того, чтобы воссоединиться с ним. Хорошо, что Крэйн в итоге не стал настаивать на «открытости» – ведь оригинальный финал хоть и получился мечтательно-приторным, но с улыбкой вспоминается даже сейчас, спустя столько лет.
К слову, один поклонник «Друзей» в шутку предполагал, что итоговой концовке сериала не хватает одной сцены – из которой бы становилось понятно, что хэппи-энд на самом деле был фантазией Фиби, оставшейся одинокой и бездомной после того, как все друзья перессорились. Мрачненько, конечно, но и у этой ироничной теории нашлись свои сторонники.
«Остаться в живых» (Lost, 2004-2010)
Этот сериал полюбили и за ярких и колоритных героев, которые ради выживания в совершенно безумных экстремальных условиях вынуждены были взаимодействовать друг с другом, и за все новые и новые вопросы без ответов и загадки вокруг творящихся на острове событий. Когда ближе к финалу сериал ударился в мистику, это здорово озадачило преданных оригинальным первым сезонам фанатов. Метафизика с аллюзиями на загробный мир и философскими размышлениями о вечной борьбе Добра и Зла сделала практически невыполнимой задачу распутать и так сложный клубок сюжета. И хотя создателями не было предусмотрено альтернативной концовки, которая бы вернула героев и зрителей в рамки реальности, зато нам известна первоначальная версия финального эпизода, которую урезали из-за нехватки бюджета. Изначально планировалось, что последняя битва Добра со Злом, то есть Джека с Локом, будет происходить на фоне извергающегося и фыркающего лавой и серными испарениями вулкана. Того самого, который «спал» на протяжении всего шоу, но к концу все же пробудившегося. Согласны, это кардинально не меняет ход действия и никак не объясняет, как сюда попала битва Добра и Зла, но зато такой колоритный фон дал бы пафосному посылу сериала хоть какие-то визуальные аргументы.
«Как я встретил вашу маму» (How I Met Your Mother, 2005-2014)
У создателей сериала «Как я встретил вашу маму» были годы для того, чтобы придумать крутую, неимоверно трогательную и вообще лучшую на свете концовку – но они с треском провалились. Как мы знаем, в официальном финале сериала выясняется, что Трейси, о которой, собственно, и идет речь в названии, скончалась от онкологического заболевания, и Тед рассказывает историю встречи с ней детям спустя шесть лет после ее смерти. Причем отпрыски проявляют неимоверное для своего возраста чувство такта и советуют папе воссоединиться с его предыдущей пассией Робин, тем самым окончательно нокаутировав и так раздосадованных таким финалом зрителей. Однако, как известно, умная мысля приходит опосля, и на DVD-издании создатели шоу выпустили вторую «официальную» концовку, в которой с Трейси все хорошо. Может, второй вариант это и ущемление драматургических амбиций сценаристов, но все же хэппи-энд и живая-здоровая Трейси – это то, что заслужили зрители, преданно смотревшие сериал «Как я встретил вашу маму» на протяжении 9 лет. Точка.
Читайте также: 15 российских сериалов, которые являются ремейками западных шоу
«Декстер» (Dexter, 2006–2013)
Фанаты сериала с неоднозначным главным героем – серийным убийцей-полицейским c гиперболизированным чувством справедливости, – явно не оценили финал шоу, который подготовили для них сценаристы. По всем правилам логики повествования, да и просто человеческой логики, в конце своей жизни Декстера ждало два варианта исхода: либо тюрьма, либо смерть (или сначала первое, потом второе). Однако то ли из страха не угодить поклонникам, то ли от недостатка компетентности сценаристов, финал сериала как-то нелепо уворачивается от своего логического завершения, повисая в воздухе. Один остроумный зритель даже предположил, что Декстер все же умер, а сцена в лесу – это такая метафора Чистилища. Один из создателей сериала Клайд Филлипс, который покинул проект за несколько сезонов до его завершения, рассказал, что концовка изначально предполагалась действительно другой. Когда он участвовал в обсуждениях финала шоу, сценаристы склонялись к тому, чтобы раскрыть зрителю в конце, что все события сериала – лишь флэшбэки, мелькающие перед глазами осужденного на смертную казнь убийцы. В последней серии Декстер должен был очнуться словно от плохого сна, но, к его несчастью, это оказалось бы не сном, а действительностью, в которой ему вот-вот введут смертельную инъекцию. И в этот момент перед ним восстают образы всех погубленных им жертв. На вскидку, это было бы впечатляющим финалом. По крайней мере, лучше бородатого водителя грузовика, которого мы увидели в итоге.
«Во все тяжкие» (Breaking Bad, 2008-2013)
В случае «Во все тяжкие» отсутствие хэппи-энда повлекло за собой потребность зрителей в другой, альтернативной концовке, и сразу же посыпались фанатские теории, согласно которым Уолтер выжил, ну а дальше в зависимости от изобретательности и оптимистичности/ пессимистичности автора версии. Огромную известность получил нашумевший ролик, который был (как будто бы в шутку) выложен самим исполнителем роли Уолтера Уайта Брайаном Крэнстоном. В нем Крэнстон в другой своей роли, из сериала «Малкольм в центре внимания», просыпается как будто от кошмара рядом со своей женой (в исполнении Джейн Качмарек) и рассказывает, что он видел жуткий сон, в котором он был гениальным химиком в черной шляпе и «варил мет». Видео приобрело такую бешеную популярность, что его пытались блокировать обладатели прав на «Во все тяжкие», но оно всегда где-то вновь появлялось, в традициях настоящего вирусного контента. Если кроме шуток, то у сериала и впрямь мог быть другой финал (причем вариантов было много). Так, сценарист Винс Гиллиган сначала предлагал дать Уайту возможность как следует пострелять напоследок – чтобы уйти от полиции и даже попытаться освободить Джесси, пусть даже ценой многочисленных жертв. В конечном итоге было решено, что такой подход к финалу будет слишком жестким и вызовет противоречивые чувства у зрителей по отношению к Уолту, что было бы в финале недопустимо. Также сценаристы рассматривали вариант оставить Уолта в живых – причем предполагалось, что он чуть ли не сменит имя, фамилию и место жительства, женится еще раз (линия Скайлер должна была завершиться то ли самоубийством, то ли ее гибелью от рук конкурентов Уолта) и найдет новую работу, никак не связанную с «веществами». В итоге после долгих дискуссий все обозначенные варианты отправились в мусорную корзину, и на экраны вышел тот мощный финал, который нам показали.
«Настоящий детектив» (1 сезон, 2014 год)
Весь 1 сезон «Настоящего детектива» – восемь эпизодов чистой интриги и напряжения от создателя Ника Пиццолатто с идеальным дуэтом Мэттью МакКонахи и Вуди Харрельсона, помноженные на блестящую режиссуру Кэри Фукунаги. (Нет, мы не говорим, что другие сезоны хуже.) Кажется, какая уж тут может быть альтернативная концовка, если все и так хорошо? Помните тот финальный диалог Марти и Раста, в котором они говорят о вселенской битве света и тьмы? В одном из интервью Пиццолатто признался, что изначально представлял себе финал более тревожным и в каком-то смысле «оторванным от реальности», без такого вот «голливудского» диалога посреди парковки. Марти и Раст, побывав в доме Чилдрессов, должны были (как и в оригинале) преследовать Эррола в Каркозе, дойти до последнего помещения (где Коул видит галлюцинацию – черную дыру, которая ведет в потусторонний мир), вступить в схватку с преступником – и вот здесь Марти и Раст, оба тяжело раненые, но убившие Эррола, просто бы исчезли – их как будто затянуло в ту самую черную дыру. Прибывшим детективам Гилбо и Папанье оставалось бы просто бродить по Каркозе и пытаться (безуспешно) понять, что здесь произошло и куда делись их коллеги (зрители были бы заняты тем же самым). Пиццолатто в итоге не стал вводить такую «секретноматериальную» с нотками «твинпиксовости» концовку. Однако, возможно, именно такой подход объяснил бы некоторую чертовщину, которая творилась в «Настоящем детективе», подкинув, правда, поклонникам еще десяток-другой вопросов без ответа.