«Гаттака» (1997)
Антиутопический триллер «Гаттака» получился несомненно удачным почти что по всем параметрам (и даже был признан NASA «самым достоверным с научной точки зрения кинофильмом»), за исключением кассовых сборов. Хотя в то же время фильм был принят вполне серьезно в научном мире и вызвал дискуссию о своей главной теме – совершенствовании генетических характеристик видов, в частности, человека, и генной инженерии как таковой. В «идеальном мире будущего» «Гаттаки» все люди делятся на социальные классы: «Годных» – тех, чьи гены были искусственно приближены к совершенству, – и «Негодных» – то есть самых обычных людей. «Гаттака» рассказывает о человеке, на котором от рождения лежит клеймо «Негодного» – Винсенте Фримене. Он стремится попасть туда, куда доступ таким, как он, закрыт – а именно, мечтает полететь в космос, что для него возможно осуществить только одним путем – купив личность другого человека. Вдобавок ко всему прочему, Винсент оказывается подозреваемым в убийстве. В свое время практически провалившись в прокате, картина, тем не менее, с годами приобретает все больше и больше поклонников – время все расставляет по своим местам.
«Сквозь снег» (2013)
Лента «Сквозь снег» режиссера Пон Джун-хо с Крисом Эвансом, Тильдой Суинтон и Октавией Спенсер довольно-таки спокойно выступила в мировом прокате (в России лента вышла сразу на DVD) – ее особенно не рекламировали, и в основном о ней узнавали из обзоров кинокритиков и сводках с не самых больших кинофестивалей. Интересно, чего больше испугались прокатчики и рекламщики – беспросветной мрачности и безоглядной жестокости фильма, или того, что здесь антиутопия жестко сталкивается с социальной сатирой, которую довольно-таки легко «примерить» на современность? Справедливости ради стоит отметить, что такие картины действительно трудновато продавать зрителям, тем более если по соседству (лето 2013 года) расположились «Железный человек 3», «Форсаж 6», «Тихоокеанский рубеж» и «Гадкий я 2». Действие ленты происходит спустя 17 лет после глобальной катастрофы, в которой погибла большая часть населения Земли – теперь почти вся поверхность некогда цветущей планеты покрыта снегом и льдом. Немногие выжившие находятся в поезде, который без остановок мчится по трансевразийской железной дороге. В первых вагонах – элита, власть имущие, в последних – простые люди. И если элита живет в свое удовольствие и шикует даже в условиях постапокалипсиса, то обитателям хвоста локомотива приходится перебиваться чем-то, что очень отдаленно похоже на еду, терпеть жестокость надсмотрщиков и спать в полнейшей антисанитарии. Однако среди «черни» появляется тот, кто готов возглавить революцию и поднять восстание против тирании. Вот только режиссер Пон Джун-хо не так прост, чтобы сделать ура-фильм о торжестве справедливости – добравшись до финала, зритель обнаруживает, что у ленты есть второе дно, и тут-то все символы, на которые все это время постановщик как-то особо не обращал наше внимание, начинают складываться в единую картинку, и перед нами проносятся самые неожиданные идеи и выводы. Что тут скажешь – не каждый готов к такому путешествию на поезде-символе сквозь снег-символ.
Читайте также: 10 самых научно точных фантастических фильмов
«Детонатор» (2004)
Не уверены, что существует жанр «суровая зубодробительная научная фантастика», но «Детонатор» – это как раз она, потому что отнести фильм к «научной фантастике» значит сильно упростить его и умалить его научные достоинства. Сюжет ленты, на первый взгляд, незатейлив: главные герои вместе с друзьями смастерили в гараже нечто с функциями машины времени, испытали на себе, однако шутки со временем и пространством оказались плохи, и теперь им надо понять, как устранить разрушительные последствия. На поверку все оказывается гораздо сложнее. Главные герои здесь с такой ошарашивающей легкостью говорят о высочайших технологиях, что в суть произнесенного вникаешь только после третьего, а то и пятого повтора, причем «гуглить» отдельные термины все равно придется. Режиссер, сценарист, продюсер, композитор, художник, монтажер и исполнитель одной из главных ролей Шейн Каррут – математик по образованию, и, приступив к созданию «Детонатора», он намеренно принял решение ничего не упрощать и не заставлять ученых, пусть и мастерящих свой чудо-прибор в гараже, говорить на языке «эту хреновину прикручиваешь к этой фиговине». Снимал свой проект Каррут на бюджет в $7000, так что спецэффектов тут нет, а картинка похожа на ту, что дает любительская камера, однако глубина научных изысканий, неординарный и хитрый сюжет (да, мы не все о нем рассказали выше) и завораживающая идея делают свое дело – картина цепляет. Широкого проката, как можно догадаться, у «Детонатора» не было, показывали ленту в основном на кинофестивалях, на которых фильм зрители принимали озадаченно – как раз из-за его сложности и концентрированной научности.
К слову, режиссер Стивен Содерберг в одном из интервью отметил всю странность, необычность и загадочность лент Шейна Каррута (пока их только две – «Детонатор» и «Примесь» (2013)), выразил восхищение подходом математика-постановщика к научной фантастике и заявил буквально следующее:
«По мне так Шейн Каррут – это незаконнорожденный сын Дэвида Линча и Джеймса Кэмерона».
«Темный город» (1998)
Если для вас Алекс Пройас – это только лишь режиссер фильма «Ворон» (1994), который стоил жизни Брэндону Ли, или только лишь постановщик того плохонького боевичка «Боги Египта» (2016), который с древнеегипетской графикой, то вы совершенно точно – и очень зря – не смотрели «Темный город». Атмосферная лента Пройаса – это крепкий микс нуара, научной фантастики и фэнтези. Выверенная картинка в духе «Бегущего по лезвию» прилагается. К слову, «Темный город» критики так и называли – «"Бегущий по лезвию" 90-х», поскольку, помимо некоторых общих черт, обе ленты провалились по одним и тем же причинам (главная из них – рекламные кампании обоих фильмов были очень плохо подготовлены, из-за чего они не смогли выйти на своего зрителя). В центре сюжета «Темного города» оказывается потерявший память герой, который просыпается в отеле. По телефону его предупреждают, что ему необходимо как можно быстрее скрыться, поскольку за ним уже идут – его подозревают в серии убийств. Не успевает он толком вспомнить свое имя, как сталкивается с группой бледных людей, которые называют себя Странниками и обладают телекинезом – они ищут его, убийцу. По обрывкам проступающих воспоминаний герой пытается понять, кто он, почему Странники за ним охотятся и что это за место, Темный город, в котором он находится, и можно ли из него выбраться. По ходу действия Темный город будет раскрывать все новые и новые свои тайны – и этот момент особенно занимателен в ленте, поскольку таким образом город, фактически, становится еще одним полноценным персонажем, причем совершенно непредсказуемым. Может быть, у фильма «Темный город» немного смазанный финал, а от главного героя ждешь больше пафоса, однако есть в этой самобытной ленте те самые очарование и масштаб, которые впечатляют и вызывают желание посмотреть еще разок – окунуться в эту атмосферу и побродить по темным улицам города, который может оказаться совсем не тем, чем кажется.
Еще момент: в актерском составе «Темного города» отметились Руфус Сьюэлл, Уильям Херт, Кифер Сазерленд и Дженнифер Коннелли – так что каст тоже вполне себе крепкий.
«Робот Джокс» («Роботы-бойцы») (1989)
После ядерной войны, в которой человечество едва уцелело, любое вооружение запрещено, а все территориальные споры между странами разрешаются с помощью поединков гигантских боевых роботов. Та эпоха, в которую фильм вышел на экраны, наложила свой отпечаток, и в конфликтующих сторонах, Западном Рынке и Конфедерации, сложно не узнать не слишком завуалированный намек на США и СССР. Тем не менее, мотивы реальных политических распрей легко меркнут перед общей атмосферой фильма, который стал в своем роде культовой классикой, и очень олдскульными роботами (которых заставляла двигаться старая добрая анимация, и не компьютерная). На самом деле влияние «Робота Джокса» на жанр трудно переоценить, потому что почти 25 лет спустя именно им вдохновлялся Гильермо дель Торо, создавая свой «Тихоокеанский рубеж» (2013). В ленте дель Торо даже можно заметить кадры, буквально повторяющие «Робота Джокса».
«Странные дни» (1995)
Фантастический триллер, в котором режиссер Кэтрин Бигелоу обратилась к киберпанку – один из тех фильмов, которым досталось определенно меньше популярности, чем они заслуживают (при том, что сценарий написал Джеймс Кэмерон, а главную роль исполнил Рэйф Файнс). В альтернативном будущем огромной популярностью пользуются чужие воспоминания, которые распространяют как товар, записанными на цифровые диски. Таким образом, с помощью специального прибора, каждый может испытать абсолютно любые, самые острые и запретные ощущения. К бывшему полицейскому, а ныне – подпольному торговцу такими воспоминаниями, попадает диск, на котором записано жестокое убийство его знакомой. После этого он не может остаться в стороне и берется за расследование. Признанный влиятельным кинокритиком Роджером Эбертом «создающим свою собственную убедительную вселенную» (не хуже, чем «Вспомнить все» или «Бегущий по лезвию») и «обладающим явным потенциалом культового фильма», «Странные дни» представляет собой сильную смесь фантастики, киберпанка, триллера и детектива, пусть даже по-настоящему культовым так и не стал.
Читайте также: 15 фильмов с крутейшими спецэффектами
«Последние часы» (2013)
Картина австралийского режиссера Зака Хилдитча – из богатой категории «человечество перед лицом апокалипсиса», однако Хилдитч (в отличие от многих других режиссеров) выбрал самый пессимистичный сценарий из всех возможных. Огромный астероид столкнулся с Землей, вызвав глобальный катаклизм, который уничтожит все живое в течение 12 часов. Эти последние часы, когда весь мир вокруг рушится, молодой человек по имени Джеймс решает провести на вечеринке «в честь конца света», но по дороге туда спасает маленькую девочку Роуз, которая пытается, среди царящего вокруг хаоса, найти своего отца. «Последние часы» – фильм не из легких, но его слоган – «С кем вы встретите конец света?» – говорит сам за себя: это достаточно глубокое и вполне оригинальное высказывание на тему морали, устройства человеческого общества и человеческой природы, которое заставляет задуматься.
«Затура: Космическое приключение» (2005)
Забавный приключенческий семейный фильм от Джона Фавро рассказывает о двух братьях, Уолтере и Дэнни, которые случайно находят магическую настольную игру «Затура» и превращают свой собственный дом в «космический корабль», который теперь бороздит просторы космоса. Более того, Дэнни и Уолтер понимают, что пройти непредсказуемую игру до конца – это единственный способ вернуться домой. Так что мальчики продолжают играть, имея дело с пришельцами, недружелюбным роботом, и всякими другими космическими опасностями. «Космическое приключение» Фавро снял непосредственно перед «Железным человеком» (2008), и именно в процессе его съемок отточил свои высококлассные спецэффекты. Поэтому фильм смотрится ничуть не менее впечатляюще, чем кинофантастика более крупного масштаба, даже несмотря на то, что действие разворачивается внутри обычного дома.