Уходящий 2018 год подарил нам много хороших фильмов. Что особенно приятно, некоторые оказались даже лучше, интереснее и необычнее, чем мы могли ожидать. В нашей подборке мы собрали 10 приятно удививших нас картин, среди которых правдивая история про темнокожего копа, проникшего в Ку-клукс-клан, остроумный триллер про домохозяек, жуткое городское фэнтези и веселая конспирология про «темную сторону Лос-Анджелеса».
P.S. Рассматриваем ленты, которые вышли в прокат в России в 2018 году.
«Дикая жизнь»
Для своего режиссерского дебюта актер Пол Дано («Человек-швейцарский нож», «Нефть») выбрал, казалось бы, уже затертый до дыр сюжет про двух несчастных в браке людей, которые понимают, что давно живут не той жизнью, о которой мечтали в юности. Добавьте к этому антураж «одноэтажной Америки» начала 60-х годов, и «Дикая жизнь» могла бы сойти за еще одну ретро-мелодраму в духе «Дорогой перемен» Сэма Мендеса, только не с Кейт и Лео, а с Кэри Маллиган и Джейком Джилленхолом в главных ролях. Но Пол Дано и Зои Казан, работавшие вместе над сценарием, пошли другим путем. Они рассказали эту историю от лица мальчика-подростка, на чьих глазах родители из понятных и сильных взрослых превращаются в растерянных подростков, совершенно не понимающих, что им делать со своей жизнью. Тонкое и искреннее кино, сделанное уверенной рукой настоящего мастера. Браво, Пол!
Наша рецензия на фильм «Дикая жизнь»
«Тихое место»
Джон Красински, известный, главным образом, по сериалу «Офис», представил неожиданно изобретательный хоррор про людей, которые вынуждены хранить молчание и общаться преимущественно языком жестов. А все потому, что на Землю напали чудовища, выслеживающие жертву с помощью своего невероятного чувствительного слуха. «Тихое место» – это не просто страшилка про кровожадных инопланетян, а фильм про семью и, как ни странно, про любовь, которая бережет и спасает даже от самых страшных монстров. Фильм Красински полюбился критикам, отметившим уверенную режиссуру, интересный сюжет и прекрасный актерский состав. Помимо самого Джона Красински в фильме играет его жена Эмили Блант и двое талантливых молодых актеров – Милли Симмондс («Мир, полный чудес») и Ноа Джуп («Чудо», «Субурбикон»). Зрителям картина тоже пришлась по вкусу: в прокате «Тихое место» окупилось аж 20 раз!
Наша рецензия на фильм «Тихое место»
Читайте также: 10 лучших фильмов ужасов ХХI века
«Черный клановец»
Новый фильм Спайка Ли приятно удивил своей злободневностью и отменным юмором. По-другому и невозможно рассказать эту невероятную и правдивую историю (в основу сценария легла одноименная автобиографическая книга). Молодой темнокожий полицейский внедрился под прикрытием в местную ячейку Ку-клукс-клана и долго водил за нос ее идейного лидера. Спайк Ли выжал из этого сюжета весь комедийный максимум, при этом не дав ему скатиться в развеселый балаган про реднеков в балахонах и с наволочками на головах. Несмотря на то, что время действия «Черного клановца» – далекие 70-е, говорит он о все еще актуальной проблеме расизма в современной Америке. Не зря продюсером фильма выступил Джордан Пил, создатель остроумного остросоциального хоррора «Прочь». Так что, если вы большой поклонник фильма Пила и/ или творчества Спайка Ли, «Черный клановец» вас точно не разочарует.
Наша рецензия на фильм «Черный клановец»
«Тоня против всех»
В фильме австралийского режиссера Крэйга Гиллеспи настолько удачно сложились все элементы, что любо-дорого смотреть. Здесь и скандальная реальная история о фигуристке Тоне Хардинг, чья профессиональная карьера оказалась под угрозой, когда ее бывший муж совершил покушение на другую фигуристку. И потрясающие гротескные персонажи, как будто пришедшие из фильмов братьев Коэнов. И сыгравшие их актеры: солируют здесь неподражаемая Марго Робби, перевоплотившаяся в Тоню, и Эллисон Дженни, сыгравшая ее непробиваемо циничную мать. В то же время лента не превращается в слащавый байопик или предсказуемую спортивную драму. Это едкая и местами жесткая комедия про непростую и не во всем симпатичную героиню, у которой была слишком сложная жизнь, не укладывающаяся в какие-либо стандарты. Безусловно, «Тоня против всех» – один из самых ярких фильмов 2018 года.
Наша рецензия на фильм «Тоня против всех»
«Тебя никогда здесь не было»
После того, как на 70-м Каннском кинофестивале (2017) показали новую работу шотландской постановщицы Линн Рэмси, ранее известной по ленте «Что-то не так с Кевином», «Тебя никогда здесь не было» сразу же справедливо окрестили «Таксистом XXI века».И в данном случае это не только громкие слова, но и весьма точный слоган для ленты. Брутальный и флегматичный Джо (одна из лучших ролей в карьере Хоакина Феникса) вызволяет несовершеннолетнюю дочку политика из борделя и дрейфует по освещенному неоновыми огнями Нью-Йорку под музыку Джонни Гринвуда. Это удивительный и самобытный фильм, несмотря на явную схожесть с культовой картиной Мартина Скорсезе. «Тебя никогда здесь не было» стоит смотреть не ради зубодробительного экшена, хотя молотком Джо владеет мастерски, а ради неповторимой и необычной атмосферы, которая завораживает своей странной и совершенно неожиданной красотой. Такое кино остается в памяти надолго.
Наша рецензия на фильм «Тебя никогда здесь не было»
«На границе миров»
Сюжет фильма Али Аббаси строится вокруг доброй таможенницы с отталкивающей внешностью, обладающей даром распознавать страх, вину или стыд по запаху. Однажды она встречает такого же странного и некрасивого мужчину, который провозит жуков через шведско-финскую границу. Бесстрашию и смелости Али Аббаси можно только позавидовать. Взяв за основу рассказ «шведского Стивена Кинга» Юна Айвиде Линдквиста – автора дважды экранизированного романа «Впусти меня», – он создает причудливый гибрид остросоциального триллера и городского фэнтези, замешенного на скандинавской мифологии. При всем при этом «На границе миров» – это не какой-то лютый трэш, а умное и глубокое кино, использующее фантастические элементы как способ поговорить о проблемах современной Европы. Например, о сложности культурной ассимиляции. Фильм Аббаси производит сильнейшее впечатление, он шокирует и восхищает, и именно поэтому попал в наш список.
Наша рецензия на фильм «На границе миров»
«Пылающий»
Корейский фильм «Пылающий» Ли Чхан-дона стал безоговорочным хитом 71-го Каннского кинофестиваля, получив самые высокие оценки от критиков за всю историю фестиваля. На первый взгляд, это незамысловатая история про любовный треугольник двух парней и девушки. Но постепенно отношения героев отступают на второй план, а на первый план выходят мистический триллер и детектив. «Пылающий» – это один из тех причудливых фильмов-загадок, о которых можно долго спорить, выдвигая все новые и новые гипотезы о том, что же произошло с героями. В этом плане пантомима, которой занимается главная героиня, – идеальная метафора всего происходящего на экране. Ведь мим должен убедить, прежде всего, самого себя, в том, что он взаимодействует с реальными предметами, а не с пустым воздухом. Ли Чхан-дон говорит о том, что все мы живем в мире иллюзий, поэтому каждый волен выбирать, в какую из них верить, а в какую – нет. Непростой фильм, дающий много пищи для размышлений.
Наша рецензия на фильм «Пылающий»
«Под Сильвер-Лэйк»
Из американских независимых фильмов в этом году больше всего порадовала новая картина Дэвида Роберта Митчелла. Если коротко, то это своеобразный нахальный ответ «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга. Здесь главный герой (отличный Эндрю Гарфилд) тоже отправляется на поиски многочисленных «пасхалок», чьей-то неведомой рукой разбросанных по Лос-Анджелесу. Это актуальное и едкое высказывание о том, что некоторые великовозрастные оболтусы готовы все свое время тратить на поиски скрытых смыслов в поп-культуре – вместо того, чтобы решать насущные проблемы. Как бы Митчелл не посмеивался над своим главным героем, все-таки чувствуется, что процесс собирания головоломок из кусочков разных фильмов и «осколков» поп-культуры ему самому доставляет огромное удовольствие. Отсюда и множество отсылок на классические нуарные фильмы, и несколько остроумных приветов Дэвиду Линчу, и общее ощущение киноманского праздника, на который нам повезло получить приглашение.
Наша рецензия на фильм «Под Сильвер-Лэйк»
Читайте также: 15 лучших фильмов за первую половину 2018 года
«Простая просьба»
После провального ребута «Охотников за приведениями» уровень доверия к режиссеру Полу Фигу сильно упал. Но, к счастью, Фиг быстро вернулся в строй и представил обаятельную и остроумную картину про «скелеты в шкафу», которые хранят отчаянная домохозяйка (Анна Кендрик) и стильная красотка (Блейк Лайвли). Из довольно посредственного одноименного романа Пол Фиг сделал по-настоящему хорошее и самобытное кино с обилием твистов, мастерски держащее интригу до самого конца. Главным образом, фильм удался именно потому, что режиссер не пытался сделать новую «Исчезнувшую» или «Большую маленькую ложь», а с удовольствием поиграл в жанр «семейного триллера», ни на минуту не забывая об иронических кавычках. И, конечно же, фильм не получился бы без блистательного дуэта Кендрик и Лайвли, которым не так уж часто достаются большие роли в интересных фильмах.
Наша рецензия на фильм «Простая просьба»
«Ничего хорошего в отеле "Эль Рояль"»
Имя Дрю Годдарда, скорее всего, не вызовет у вас никаких ассоциаций, а между тем – это тот самый человек, сделавший один из самых нетривиальных хорроров XXI века, ленту «Хижина в лесу». Уже по «Хижине» было понятно, что Годдард – парень чрезвычайно талантливый, а «Эль Рояль» это только еще раз подтверждает. Он искусно водит зрителей за нос, хотя использует вроде бы известные всем шаблоны фильма, где все не те, за кого себя выдают. Действие разворачивается в доживающем последние дни отеле, куда заселяются четверо незнакомых друг с другом путников: продавец пылесосов (Джон Хэмм), тихая дама (Синтия Эриво из «Вдов»), девушка-хиппи (Дакота Джонсон) и священник (Джефф Бриджес). Обманчиво уютные ретро-интерьеры и постоянно звучащие хиты второй половины XX века усыпляют нашу бдительность. И пока мы думаем, что смотрим подделку под Тарантино, предсказуемую и понятную, режиссер переворачивает вверх дном весь «Эль Рояль» и радостно спрашивает ошарашенных зрителей: «Вот такого поворота вы точно не ожидали, правда?»