Ожидания и реальность
Никогда не нужно перед фильмом смотреть трейлер – это все портит. В любом случае. С другой стороны, как еще понять, хочешь ты посмотреть тот или иной фильм или нет?
Трейлер «Зеркала» был прекрасным, каждым свои кадром он словно кричал: «Надо бежать в кинотеатр!» и выполнил свою «завлекательную» функцию на 100%.
А вот сам фильм оказался довольно неоднозначным. Начиналось все хорошо: завязка, вспышка, отсылка в прошлое, настоящее, нагнетание, вплетение мистических ноток... И в тот момент, когда ты начинаешь думать, что вот ну надо же, какой неплохой фильм, – съемочной команде как будто вдруг все надоедает и лента становится скучной и предсказуемой. Но обо всем по порядку.
Мария = Кэрри
История начинается в духе Стивена Кинга и его первого опубликованного романа – «Кэрри».
Девушка Мария (Индиа Айсли) учится в элитной школе для детей из богатых семей. Но она – изгой. Мария практически ни с кем не общается, у нее нет парня, нет друзей, кроме Лили (Пенелопа Митчелл), но и она дружит с ней, скорее, по «детской привычке». Это все можно было бы пережить, если бы в семье царили любовь и взаимопонимание, но и там – холод и мрак.
У родителей Марии в исполнении Джейсона Айзекса и Миры Сорвино натянутые отношения. Отец – тиран и диктатор, постоянно пропадает на работе в клинике эстетической медицины, развлекаясь со своими клиентками, а мать депрессует в одиночестве дома, заливаясь алкоголем. И Мария все время сама по себе. Да еще вредный одноклассник Марк (Джон С. МакДональд), который постоянно издевается и терроризирует ее, и другой одноклассник Син (Харрисон Гилбертсон), встречающийся с ее подружкой и даже не подозревающий, что Мария давно в него влюблена. Не удивительно, что девчонка потихонечку «едет кукушкой», не имея рядом человека, с которым можно хотя бы просто поговорить.
«Кэрри» прослеживается здесь в каждом кадре и более всего она ощущается в атмосфере набирающей обороты безысходности, готовой вот-вот выплеснуться во что-то нехорошее.
Прорыв плотины
И выплеск происходит. Катализатором становится школьный выпускной бал (как и в «Кэрри», кстати).
Не найдя человека, кому можно было бы доверить все, что накопилось на душе, Мария начинает разговаривать со своим отражением, которое является воплощением ее темной стороны. Оно называет себя Яирам (обратное прочтение имени Мария), понимает, поддерживает и уговаривает ее временно поменяться местами – «и я решу все твои проблемы». Но Мария девочка тихая и скромная и не позволяет своей темной сущности вырваться наружу. До бала, на котором ее превратили во всеобщее посмешище.
Мария приходит домой и меняется местами со своим отражением – дает выход накопившейся темноте. И вот здесь ты ожидаешь жару: сейчас девочка как пойдет всем мстить – кровь, мясо, трэш! Однако именно на этом месте «Кэрри» резко заканчивается, съемочная группа как будто устает и начинается что-то тягучее и невнятное.
Изначально красивая девочка расцветает еще больше и вдруг отвечает на насмешки своего главного врага в школе – Марка. И так отвечает, что все вокруг: «О, да она крутая!». Это первый шажочек. Дальше – больше. Мария как-то по-тихому, особенно не напрягаясь, разбирается со всеми своими обидчиками, устраивает личную жизнь и наводит порядок в семье.
Звучит вроде бы неплохо, но смотреть это скучно. События развиваются лениво и тягуче, словно бы нехотя. А то, за что Мария мстит, не кажется таким ужасным и уж точно не попадает в категорию, за которую в кино обычно убивают.
Лакуны
(Пункт с трактовкой событий фильма «Темное зеркало», есть спойлеры!)
Мария – изгой, но почему – непонятно. В случае с той же кинговской Кэрри все четко: она странная, одевается в один и тот же мешковатый наряд, ничего не знает о физиологии и мальчиках – это в старших-то классах, некрасивая (по крайней мере, в книге), и у нее чокнутая мать, повернутая на Боге.
Бернштейновская Мария очень красивая, стройная, у нее богатая успешная семья, которая может дать ей все, что она захочет. Ей бы наслаждаться своей подростковостью, развлекаться на всю катушку, пользоваться всеми возможностями, которые ей предоставляет жизнь. Но Мария в затяжной депрессии. Хорошо, бывает – но фильм так и не рассказывает, почему, предлагая принять это как данность.
В самом начале дается намек: у Марии должна была быть сестра-близнец, но что-то пошло не так. Мария находит спрятанный снимок УЗИ, и вот тут-то у нее и начинается медленный сдвиг в сторону Луны.
Финал раскрывает, что стало со вторым ребенком. «Они должны заплатить за свой грех!» – нашептывает отражение героине. И тут снова вопрос. Мы, в конце концов, узнаем, о каком грехе идет речь, но Мария-то о нем никак узнать не могла. Получается, что по ту сторону зеркала вовсе не ее собственное отражение (темная сущность), а злая сестра-близнец, одержимая местью? Но тогда вся эта история становится еще более непонятной. Откуда, как, почему именно сейчас? Начинаешь размышлять в этом ключе и происходит то, что отметает этот вариант и убеждает: все, что сделано – было сделано Марией. Получается, нет ни злого близнеца, ни ожившего отражения в зеркале. Есть только внезапно вскрывшаяся психическая болезнь, намеки на которую тоже можно заметить как у Марии, так и ее матери.
И тут ты задумываешься над другим: то ли «Темное зеркало» – это сделанное на быструю руку кино с непродуманным сюжетом, то ли оно, напротив, настолько тщательно продумано, что важна каждая деталь?
Один раз выпустив наружу свою «темную сущность», Мария уже не смогла с ней справиться и покатилась вниз, как лавина с горы, не особо соображая, что делает. И если началось все с дерзкого разговора с Марком, то закончилось кровопролитием.
Цвет настроения — мрачный
«Темное зеркало» словно разделено на две части. Первая идет до того момента, как Мария меняется местами со своим отражением, вторая – после. Вроде бы логично. Однако после обмена реальностями фильм приобретает оттенок занудства, смотреть его становится тяжело.
События разворачиваются как будто в болоте, затягивая в ненужные подробности. Хочется включить режим перемотки и поскорее заглянуть в конец, но не для того, чтобы узнать, чем все закончится, а чтобы подтвердить свои догадки, и только. «Темное зеркало» вдруг становится предсказуемым, и его досматриваешь скорее по инерции, нежели из интереса. В середине фильм выдыхается, и это очень чувствуется. Кажется, что даже качество картинки становится хуже.
Визуально, тем не менее, «Темное зеркало» зачаровывает. Лента снята в темно-серых и черных тонах, которые подчеркивают общую атмосферу безнадежности. Всплески белого (в основном это снег) навевают мысли об одиночестве и пустоте, которыми переполнены герои, ведь в фильме, по сути, нет ни одного светлого и счастливого человека. Почти у каждого из них есть свои тайны и темное прошлое, а если нет прошлого, есть грехи настоящего.