Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«В пасти безумия» Джона Карпентера: И голыми руками ты открыл им глаза

Реальность, вымысел, Стивен Кинг, монстры и безумие в незаслуженно забытом шедевре режиссера.
16 января 2019 0
Кадр из фильма ​«В пасти безумия»
Кадр из фильма ​«В пасти безумия»

16 января 1948 года родился режиссер Джон Карпентер, создатель великих хорроров «Нечто» и «Хэллоуин», а также крепкого нуара «Побег из Нью-Йорка». Однако в день его рождения невозможно не порассуждать о ленте «В пасти безумия» – жутике, о котором несправедливо мало говорят и который ужасно редко вспоминают. А ведь это, друзья, шедевр.

«В пасти безумия» является заключительным фильмом в апокалиптической трилогии, куда входят ужасающее «Нечто» и загадочный «Князь тьмы». Все три картины рассказывают о потере человеком свободы и самости, а также о конформизме.

Кадр из фильма «В пасти безумия»

Кадр из фильма «В пасти безумия»

Когда публика думала, что великие работы Джона Карпентера уже позади, мастер хоррора выдал историю об исчезновении популярного писателя ужастиков Саттера Кейна. Издатели паникуют и нанимают опытного страховщика Джона Трента, который вынужден нырнуть в творчество Кейна, особенно в последний роман «Ужасы Хоббс-Энда». Цель – найти даже не самого Кейна, а рукопись, над которой он работал – грядущий шедевр «В пасти безумия». Чем дальше герой погружается в романы самого популярного писателя, тем острее он чувствует, как размывается граница между реальностью и вымыслом, а потом и вовсе кажется, что Джон Трент сам может быть персонажем книги Саттера Кейна. Приключение принимает крайне жуткий характер, когда поиск приводит главного героя в город, который, казалось, был лишь выдумкой писателя. И тогда история начинает обрастать сумасшедшими ужасами.

Кадр из фильма «В пасти безумия»

Кадр из фильма «В пасти безумия»

«В пасти безумия» – лучший со времен уже упомянутого «Нечто», да и вообще образец жанра. Здесь преобладают темы безумия, веры и религии, и угрозы нечто потустороннего. Сознательно или интуитивно, Джон Карпентер сделал мрачный лавкрафтовский фильм не по Лавкрафту с гениально пессимистическим и нигилистическим концом – герой приходит в кинотеатр на сеанс «В пасти безумия» режиссера Джона Карпентера. Между прочим, этот фильм вышел после целого десятилетия слэшеров и, что важнее, задолго до «Матрицы», сомневающейся в реальности, а также за год до «Крика», перевернувшего жанровую игру и ставшего постмодернистским артефактом поп-культуры. Карпентеровский хоррор – та же драма о борьбе текста с действительностью и о поглощении текстом человека. Правда, эта картина будет побогаче кровавой страшилки Уэса Крэйвена.

Кадр из фильма «В пасти безумия»

Кадр из фильма «В пасти безумия»

Карпентеровский фильм не меньший спектакль в квадрате, если не в кубе. Персонажи и зрители постоянно задаются вопросом, что реально, а что обманчиво. Режиссеру удается показать боль и страдания безумца за пределами человеческого понимания. Безумие – вещь абстрактная, которую выразил сперва Саттер Кейн, а потом изобразил Джон Карпентер (причем дважды). Главная прелесть этого фильма в том, что он изображает безумие как нечто материальное, что можно увидеть, но не всегда понять и уж точно не всегда излечить. Больное воображение Саттера Кейна становится основой для массовых убийств и городских беспорядков. Книги – проводники кейновского безумия. Недаром страховщик складывает из обложек романов дорожную карту.

Кадр из фильма «В пасти безумия»

Кадр из фильма «В пасти безумия»

Режиссер делает персонажей и зрителя участниками спора об искусстве как источнике насилия. Люди теряют рассудок после прочтения жутких произведений и бросаются с топором на тех, кто не в теме. Мышление автора становится иконой для масс. Саттер Кейн – безумный пророк, чьи работы «оказывают влияние, вызывая паранойю и потерю памяти». Истерия – явление поп-культуры. «Я знаю, что реально. Я знаю, кто я... и никто не дергает за мои нити», – самообманывается главный герой, который не воспринимает всерьез творчество модного писателя и отказывается подчиняться, то есть попадать под влияние фантаста, чтобы не превратиться в безумца. Однако к финалу герой, убежденный в собственной независимости и рационализме, оказывается в меньшинстве, потому что среди безумцев – поклонников Саттера Кейна – здравомыслящему не место. Именно одиночество заставляет героя принять книжную фантазию, которая стала новой реальностью. Писатель стал новым богом. Веришь ли ты в Саттера Кейна?

Кадр из фильма «В пасти безумия»

Кадр из фильма «В пасти безумия»

Итог безнадежный, потому что, по замыслу режиссера, человечество давно стало заблудшим персонажем, который падает в пропасть, или как Джон Трент, окруженный мраком, сидит за рулем автомобиля и катится в бездну, в сердце боли и страданий. А монстры романа – метафора иррациональной тьмы, зримое воплощение Другого. Вымышленные ужасы поглощают этот безумный мир, в котором ты не ты, когда читаешь модного писателя. Безумие не только становится частью реальности – оно разливается в ней и ей же угрожает. Нет Саттера Кейна в тебе – и тебя нет. «Я вижу. Он [Саттер Кейн] вас видит», – говорят Джону Тренту в книжном магазине. То ли Джон Трент – герой романа, то ли Саттер Кейн – всевидящее око, а его творчество – новая Библия, возводящая насилие в культ.

Кадр из фильма «В пасти безумия»

Кадр из фильма «В пасти безумия»

Что вообще значит «реальность»? Что это за тьма, которую ощущают люди? Джон Карпентер иллюстрирует крах реальности. Главного героя заставляют почувствовать зыбкость реальности, отчего он сходит с ума, увидев чудовище, сошедшее со страниц нового романа. Книга, как и сам фильм, да и в целом все искусство – та самая ницшеанская бездна, в которую если долго смотреть, то она начинает смотреть в тебя. Выясняется, что реальность не существует сама по себе – ее создают творцы вроде Саттера Кейна, чья фантазия пробуждает в людях кошмарные видения и звериную агрессию. Получается, реальность – плод чьего-то воображения? Возможно, все на свете – выдумка, фантазия, гигантский обман. Реальности не существует, наверное, как и самого Саттера Кейна. А вдруг и писатель – изобретение капитал имущих, продукт на продажу? Вспомните другой карпентеровский фильм «Чужие среди нас». Да и финал картины указывает на то, что автора не существует. Автор выдуман. Неслучайно имя Джона Карпентера появляется на афише «В пасти безумия», висящей у входа в кинотеатр, куда заходит одуревший герой. Режиссер сам становится персонажем фильма в фильме о конце света. «Когда люди потеряют способность отличать фантазию от реальности, эти создания начнут возвращаться. Чем больше людей верит, тем быстрее возвращение», – рассказывает писатель, что точно объясняет современную политику постправды, когда вымысел, игра воображения и, по сути, ложь творца ценнее и убедительнее, чем мировоззрение разумного человека.

Кадр из фильма «В пасти безумия»

Кадр из фильма «В пасти безумия»

Вдобавок, карпентеровский фильм читается как сатира на поклонение произведениям Стивена Кинга, которого, между прочим, тут вспоминают буквально: «Забудьте про Стивена Кинга. Кейн востребованнее». Даже имя Саттера Кейна намекает на Стивена Кинга. Похожи и стили обложек книг обоих писателей. Обожание авторов ужастиков превращено в религию. Вспомним еще, что Джон Карпентер экранизировал кинговскую «Кристину» (еще один прекрасный хоррор), а в конце фильма оказывается, что Карпентер экранизировал и книгу Кейна. К тому же «В пасти безумия» похож на «Сияние» (тоже Кинг). Так что за этим фильмом явно стоит мета-история, которая «продается лучше Кинга».

Кадр из фильма «В пасти безумия»

Кадр из фильма «В пасти безумия»

Излишне говорить, что «В пасти безумия» – очень (нет, серьезно, очень!) странный жутик, полный всякой чертовщины и философии. Это место, где встречаются массовый «entertainment» и высокое искусство. Сюрреалистичное полотно, которое забывают поклонники ужастиков (ваш покорный слуга – не исключение). Этот хоррор не заслуживает того, чтобы его навсегда похоронили.

Поделитесь с друзьями