Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Стекло» М. Найта Шьямалана: Осколки кривого зеркала

Завершающий супергеройскую трилогию фильм порадует поклонников Джеймса МакЭвоя и, похоже, на этом все.
16 января 2019 0
Кадр из фильма ​«Стекло»
Кадр из фильма ​«Стекло»

17 января в российский прокат выходит триллер М. Найта Шьямалана «Стекло», главные роли в котором исполнили Джеймс МакЭвой, Сэмюэл Л. Джексон и Брюс Уиллис. Разбираемся, удалось ли знаменитому режиссеру и сценаристу достойно завершить свою неординарную супергеройскую трилогию.

В последние годы супергероика все увереннее выходит за рамки сугубо развлекательного экшн-кино. Особенно ярко это заметно по сериальным проектам – например, «Сорвиголова», «Каратель» и «Легион», которые умело совмещают в себе элементы многих жанров, до сих пор бывших чуждыми супергеройскому кино, вроде триллера и даже хоррора. Но и большое супергеройское кино пробивается через границы прямолинейных боевиков и приключений, ловко жонглируя характерными особенностями тех или иных жанров. Одним из самобытнейших подобных проектов довольно внезапно стала трилогия М. Найта Шьямалана, включающая в себя триллеры «Неуязвимый», «Сплит» и, наконец, ожидаемое многими завершение эпопеи – «Стекло».

Сюжет фильма «Стекло» разворачивается спустя небольшой промежуток времени после событий ленты «Сплит». Страдающий от диссоциативного расстройства личности и обладающий в форме одного из своих эго-состояний нечеловеческими способностями Кевин (он же Орда) затевает очередной карательный акт. Тем временем на его след пытается выйти неуязвимый Дэвид Данн, защищающий невинных и наказывающий негодяев. Дэвид находит Орду, но их встреча оказывается скоротечной. Оба сверхчеловека попадают в психиатрическую лечебницу, где они присоединяются к Мистеру Стекло. Там, под присмотром доктора Элли Стейпл, трио оказывается под психологическим давлением, которое должно проверить на стойкость веру каждого из них в собственную неординарность.

Кадр из фильма «Стекло»

Кадр из фильма «Стекло»

В завершающей части трилогии перед Шьямаланом встала серьезная задача свести всех главных действующих лиц предыдущих фильмов серии лицом к лицу в одной картине и окончательно расставить все по своим местам. В сюжет вводится лишь один новый важный персонаж в лице доктора Элли Стейпл, которая старается убедить уже знакомых нам суперлюдей, что они всего лишь внушили себе, будто обладают выдающимися способностями. Фактически «Стекло» превращается в историю испытания веры, с одной стороны, и старательной попытки усмирить то, что выбивается из общего ряда – с другой. Параллельно с этим идеологическим конфликтом на экране разворачивается дирижируемая Мистером Стекло дуэль Дэвида Данна и Орды, для которого существование равного ему соперника становится настоящим открытием и вызовом. Эта борьба в большинстве своем сводится уже к физическому противостоянию. В ней не находится места размышлениям на тему противоположных путей, избранных Дэвидом и зловещими личинами Кевина.

Кадр из фильма «Стекло»

Кадр из фильма «Стекло»

Большую часть хронометража триллера «Стекло» события неторопливо, предсказуемо – стоит сказать, даже вяло – ведут к финальной схватке. Все это, о чем заявляют непосредственно герои фильма, преподносится как свойственное традиционным супергеройским комиксам развитие событий, однако подобное признание не играет на руку Шьямалану. Попытка представить комиксовую супергероику в сюжете фильма на архетипическом уровне скатывается в банальное следование по пятам классических сюжетов этого поджанра, без серьезного старания разложить все по частям, чтобы потом раскрыть на действительно глубоком уровне. Оставляя тщательное рассмотрение темы всевозможным исследованиям, картина Шьямалана движется по давно протоптанной дороге. Усугубляется ситуация тем, что довольно банальный ход событий здесь лишен яркого визуального ряда, присущего стандартной супергероике. Экшн в «Стекле» прост и не может порадовать изобретательностью (даже при небольшом бюджете это возможно, что доказано хотя бы прошлогодним «Апгрейдом»). Красотой кадров здесь тоже насладиться не получится.

Кадр из фильма «Стекло»

Кадр из фильма «Стекло»

Зачем-то Шьямалан решает удариться в игру с убеждением героев (а параллельно с ними и зрителей) в том, что они – обычные люди. Это решение автора выглядит странным, ведь перед нами уже третий фильм серии. Два предыдущих убедили всех в обратном, а тут вдруг какие-то нелепые попытки создать интригу на пустом месте. И вот, собственно, сюжет медленно приближается к самой развязке, которая становится полным разочарованием. Вся эта свистопляска с неординарными людьми и их сомнениями, некая тайна возникновения их способностей – все это сводится на нет плохо обыгранными сюжетными поворотами и поверхностным раскрытием темы. В финале сюжетные твисты, один хлеще (не подумайте, что в хорошем смысле этого слова) другого, вываливаются на зрителей буквально скопом. Один из них вовсе кажется полностью надуманным, поскольку возникает словно из воздуха, оставляя в стороне предыдущие фильмы. Все это кажется чьей-то нелепой шуткой, даже вызывает улыбку, но на финальных титрах становится ясно, что это просто предложенная Шьямаланом концовка трилогии. Тогда улыбку сменяет окончательное разочарование.

Кадр из фильма «Стекло»

Кадр из фильма «Стекло»

Во всем этом можно найти лишь одну положительную сторону – перформанс Джеймса МакЭвоя. Несмотря на огрехи сюжета, британский актер в новой главе блистательно предстает в еще большем количестве образов, чем в «Сплите», иногда показывая сразу по несколько личностей Кевина в течение минуты или даже пары десятков секунд. Наблюдать за преображениями МакЭвоя можно, кажется, бесконечно – они завораживают, в очередной раз доказывая огромное мастерство актера. Что же, хотя бы поклонникам МакЭвоя точно не придется за него краснеть

Две предыдущих картины трилогии Шьямалана, заявленные и рассматриваемые в них персонажи заслуживали чего-то большего, чем подобное скомканное завершение. В очередной раз известный режиссер будто бы оказался заложником зрительских ожиданий, которые он своим творением беспощадно разрушает. В случае с триллером «Стекло» финал трилогии вышел таким, что лучше бы уж история завершилась на второй части.

Что же означает концовка фильма «Стекло»?

(Пункт с трактовкой сюжетных твистов – осторожно, спойлеры!)

В триллере «Стекло» Шьямалан подготовил для зрителей сразу несколько твистов. Некоторые из них (например, продуманный Мистером Стекло план побега) чрезвычайно очевидны. Однако для финала режиссер и автор сценария припас повороты более неожиданные. Так, например, выясняется, что именно Мистер Стекло спланировал, чтобы в эпицентре катастрофы с поездом из «Неуязвимого» оказался Дэвид и, сюрприз-сюрприз, отец Кевина, что привело к серьезным психологическим проблемам у мальчика. Тем самым Мистер Стекло дал начало сразу двум неординарным персонажам (становления Орды, правда, пришлось ждать почти два десятилетия). Второй поворот заключается в том, что, как оказалось, существует секретная организация, следящая за тем, чтобы люди с неординарными способностями не становились достоянием общественности. Доктор Элли Стейпл, собственно, в ней состоит, и была направлена на устранение знакомого нам трио суперлюдей, с чем она в итоге справилась. Ну и третий поворот связан с хитрым ходом Мистера Стекло, который все-таки сумел донести до людей информацию о том, что супергерои существуют.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями