Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Завод»: Как на Руси жить хорошо?

Новый остросоциальный фильм Юрия Быкова бьет прямо в сердце своей злободневностью и накалом страстей.
8 февраля 2019 0
Кадр из фильма ​«Завод»
Кадр из фильма ​«Завод»

7 февраля в прокат вышла новая картина Юрия Быкова «Завод» о восстании рабочих, которые полгода не получали зарплату и от безысходности решились на крайние меры. Хотя сам Быков говорит, что это у Андрея Звягинцева и Алексея Балабанова действительно социальное кино, а его интересуют простые людские истории, здесь у него получилось снять кино остросоциальное, сильное, которое бьет прямо в сердце своей злободневностью и накалом страстей.

Фильмы Юрия Быкова «Майор», «Жить» и «Дурак» рассказывают о жизненных ситуациях, которые могли приключится с любым из нас. Эти ленты не из разряда «синема верите», но все равно ты сидишь как пришибленный и действительно веришь происходящему. Режиссер мастерски работает с персонажами и их диалогами – так что понимаешь, что у этих простых с виду историй есть «потайное дно» и глубокий смысл.

В «Заводе» Быков довел свое авторское видение до абсолюта: его героев и любишь, и ненавидишь, и понимаешь. Он наделяет героев невероятной харизмой (режиссер выступил и как сценарист), силой духа и даже какой-то отчаянностью, бесшабашностью. Этим людям нечего терять, и они готовы идти до конца. Когда человек потерял веру во все – жди беды.

Кадр из фильма «Завод»

Кадр из фильма «Завод»

В центре сюжета ленты – работники провинциального завода железобетонных изделий. Предприятие давно стало убыточным, поскольку, как позже заявит его владелец Калугин (Андрей Смоляков), «новое жилье не строится в регионе, поэтому и нет спроса на их продукцию». Зарплату не выдают полгода, а после того, как владелец решает закрыть нерентабельное предприятие, сотрудники завода решаются на отчаянные меры. Работы в регионе нет, люди кое-как сводят концы с концами и нет никакой надежды на долгожданные выплаты за сокращение. Один из рабочих завода – бывший военный Седой (Денис Шведов) – предлагает дерзкий план похищения Калугина с дальнейшим требованием выкупа. Вот так простые работяги, которых позже охрана Калугина идентифицирует как «лохов», становятся матерыми преступниками. Первый этап дерзкого плана новоиспеченным «бандитам» удается исполнить, а вот дальше события разворачиваются самым невероятным образом – начинается настоящая борьба за жизнь и свободу...

Кадр из фильма «Завод»

Кадр из фильма «Завод»

Юрий Быков работал над «Заводом» в не самый простой период своей жизни. В интервью он не раз признавался, что страдает от депрессии и одиночества. Добавьте к этому тот факт, что после сериала «Спящие» Быкова обвинили в политическом ангажировании и устроили ему настоящую травлю. Режиссер заявил, что после завершения работы над «Заводом» уйдет из кинематографа. Но, к счастью, Быков благополучно преодолел кризис и доказал злопыхателям, что умеет снимать сильное, «минималистичное» кино с невероятными эмоциями и экшеном. Он берет в оборот простую с виду историю и превращает ее в лихой боевик с драматическими нотками и богатой фактурой. «Завод» – не супердинамичный фильм, но он «цепляет», задевает за живое. Юрий Быков обходится малым: действие длится одну ночь, среди локаций – один пресловутый завод, диалоги (и то, как они сыграны) говорят зрителю очень многое о прошлом и настоящем персонажей. Герои «Завода» вообще не бросают слов на ветер, все их разговоры только по существу – именно так, в духе настоящих русских мужиков.

Кадр из фильма «Завод»

Кадр из фильма «Завод»

Зрители привыкли, что в боевиках есть только хорошие и плохие герои, и, как правило, добро побеждает зло. Но в реальной жизни нет абсолютного зла или добра. Порой хорошие люди совершают плохие поступки, грозный с виду человек способен на благородный поступок, плохие люди надевают «добрую» маску и проворачивают грязные дела под видом благих. В «Заводе» нет этого деления на «черное» и «белое», его герои, скорее, «серы» – в них есть и плохое, и хорошее. Зато однозначно плохая, «черная» – ситуация, в которой герои оказались. Персонажи пришли к этому краю, и, решив, что хуже быть не может, приняли новые для себя роли – преступников, которыми, по сути своей, не являются. Но что, если бы они раньше предприняли какие-то действия, потребовали бы к себе должного уважения и не дали бы осуществиться описанному сценарию? Чего не хватает в характере персонажей, в их мировоззрении, что они либо ничего не делали и позволяли не платить себе зарплату полгода, либо сразу решились на крайние меры, этот бунт, бессмысленный и беспощадный, но отчаянный и горький? Речь здесь не идет о том, что герои «неправильные» и с ними ничего не поделать – напротив, режиссер прекрасно понимает своих героев, он разделяет их тяжелую ситуацию. В «Дураке» обитатели разрушающегося здания и администрация города довели все до того самого момента, пока не грянул гром – несмотря на то, что их предупреждали: одни надеялись на авось, а другие упивались и уедались. В «Заводе» предупредить власть имущих о грядущем бунте некому, как некому и заступиться за работяг. Разумеется, самое логичное сейчас – указать, что вообще-то они должны были сами за себя заступаться и требовать того, что заслужили, но снова: чего же им не хватило, чтобы они отстаивали свои права – без вот этих крайних мер? Почему они продолжали работать, веря, что им заплатят, так долго? Неужели это вновь тот самый авось?

Кадр из фильма «Завод»

Кадр из фильма «Завод»

Некоторые критики отметили, что персонажи у Юрия Быкова слишком архетипичны, «прямо как по учебнику», и «действие фильма закольцовано». Что же – режиссер не стремился дотошно показать героев, он дает нам описание, немного рассказывает про их прошлое и вверяет нам самим дать оценку, прикинуть, кто перед нами. Он помещает своих героев в экстремальные условия, и их реакция, жесты, слова – неподдельны, искренни. Такого в учебниках по драматургии не встретишь, это можно только наблюдать в жизни.

В «Заводе» подкупает не только прекрасная игра актеров (Андрей Смоляков, Денис Шведов и Владислав Абашин в роли начальника охраны Тумана), их тщательно проработанные персонажи, но и, как уже отмечалось, диалоги. Так действительно говорят в провинции – есть реплики типа «складно», «добро» (в значении «ладно», «хорошо»), которые не так часто используют в речи жители больших городов. То, что герои прибегают к мату, может смутить некоторых зрителей, однако это часть их рабочей жизни, способ выразить эмоции и одновременно яркий штрих к раскрытию их характеров в плане «крепкого словца». Перед нами в «Заводе» – несколько ярких портретов «простых людей», представителей «соли земли», на которых мир держался, держится и будет держаться, и созданы и представлены они с должным вниманием и аккуратностью. Вот если бы еще что-то сделать с этим «авось»… Но это уже пища для размышления зрителю.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями