Фильмы Юрия Быкова «Майор», «Жить» и «Дурак» рассказывают о жизненных ситуациях, которые могли приключится с любым из нас. Эти ленты не из разряда «синема верите», но все равно ты сидишь как пришибленный и действительно веришь происходящему. Режиссер мастерски работает с персонажами и их диалогами – так что понимаешь, что у этих простых с виду историй есть «потайное дно» и глубокий смысл.
В «Заводе» Быков довел свое авторское видение до абсолюта: его героев и любишь, и ненавидишь, и понимаешь. Он наделяет героев невероятной харизмой (режиссер выступил и как сценарист), силой духа и даже какой-то отчаянностью, бесшабашностью. Этим людям нечего терять, и они готовы идти до конца. Когда человек потерял веру во все – жди беды.
В центре сюжета ленты – работники провинциального завода железобетонных изделий. Предприятие давно стало убыточным, поскольку, как позже заявит его владелец Калугин (Андрей Смоляков), «новое жилье не строится в регионе, поэтому и нет спроса на их продукцию». Зарплату не выдают полгода, а после того, как владелец решает закрыть нерентабельное предприятие, сотрудники завода решаются на отчаянные меры. Работы в регионе нет, люди кое-как сводят концы с концами и нет никакой надежды на долгожданные выплаты за сокращение. Один из рабочих завода – бывший военный Седой (Денис Шведов) – предлагает дерзкий план похищения Калугина с дальнейшим требованием выкупа. Вот так простые работяги, которых позже охрана Калугина идентифицирует как «лохов», становятся матерыми преступниками. Первый этап дерзкого плана новоиспеченным «бандитам» удается исполнить, а вот дальше события разворачиваются самым невероятным образом – начинается настоящая борьба за жизнь и свободу...
Юрий Быков работал над «Заводом» в не самый простой период своей жизни. В интервью он не раз признавался, что страдает от депрессии и одиночества. Добавьте к этому тот факт, что после сериала «Спящие» Быкова обвинили в политическом ангажировании и устроили ему настоящую травлю. Режиссер заявил, что после завершения работы над «Заводом» уйдет из кинематографа. Но, к счастью, Быков благополучно преодолел кризис и доказал злопыхателям, что умеет снимать сильное, «минималистичное» кино с невероятными эмоциями и экшеном. Он берет в оборот простую с виду историю и превращает ее в лихой боевик с драматическими нотками и богатой фактурой. «Завод» – не супердинамичный фильм, но он «цепляет», задевает за живое. Юрий Быков обходится малым: действие длится одну ночь, среди локаций – один пресловутый завод, диалоги (и то, как они сыграны) говорят зрителю очень многое о прошлом и настоящем персонажей. Герои «Завода» вообще не бросают слов на ветер, все их разговоры только по существу – именно так, в духе настоящих русских мужиков.
Зрители привыкли, что в боевиках есть только хорошие и плохие герои, и, как правило, добро побеждает зло. Но в реальной жизни нет абсолютного зла или добра. Порой хорошие люди совершают плохие поступки, грозный с виду человек способен на благородный поступок, плохие люди надевают «добрую» маску и проворачивают грязные дела под видом благих. В «Заводе» нет этого деления на «черное» и «белое», его герои, скорее, «серы» – в них есть и плохое, и хорошее. Зато однозначно плохая, «черная» – ситуация, в которой герои оказались. Персонажи пришли к этому краю, и, решив, что хуже быть не может, приняли новые для себя роли – преступников, которыми, по сути своей, не являются. Но что, если бы они раньше предприняли какие-то действия, потребовали бы к себе должного уважения и не дали бы осуществиться описанному сценарию? Чего не хватает в характере персонажей, в их мировоззрении, что они либо ничего не делали и позволяли не платить себе зарплату полгода, либо сразу решились на крайние меры, этот бунт, бессмысленный и беспощадный, но отчаянный и горький? Речь здесь не идет о том, что герои «неправильные» и с ними ничего не поделать – напротив, режиссер прекрасно понимает своих героев, он разделяет их тяжелую ситуацию. В «Дураке» обитатели разрушающегося здания и администрация города довели все до того самого момента, пока не грянул гром – несмотря на то, что их предупреждали: одни надеялись на авось, а другие упивались и уедались. В «Заводе» предупредить власть имущих о грядущем бунте некому, как некому и заступиться за работяг. Разумеется, самое логичное сейчас – указать, что вообще-то они должны были сами за себя заступаться и требовать того, что заслужили, но снова: чего же им не хватило, чтобы они отстаивали свои права – без вот этих крайних мер? Почему они продолжали работать, веря, что им заплатят, так долго? Неужели это вновь тот самый авось?
Некоторые критики отметили, что персонажи у Юрия Быкова слишком архетипичны, «прямо как по учебнику», и «действие фильма закольцовано». Что же – режиссер не стремился дотошно показать героев, он дает нам описание, немного рассказывает про их прошлое и вверяет нам самим дать оценку, прикинуть, кто перед нами. Он помещает своих героев в экстремальные условия, и их реакция, жесты, слова – неподдельны, искренни. Такого в учебниках по драматургии не встретишь, это можно только наблюдать в жизни.
В «Заводе» подкупает не только прекрасная игра актеров (Андрей Смоляков, Денис Шведов и Владислав Абашин в роли начальника охраны Тумана), их тщательно проработанные персонажи, но и, как уже отмечалось, диалоги. Так действительно говорят в провинции – есть реплики типа «складно», «добро» (в значении «ладно», «хорошо»), которые не так часто используют в речи жители больших городов. То, что герои прибегают к мату, может смутить некоторых зрителей, однако это часть их рабочей жизни, способ выразить эмоции и одновременно яркий штрих к раскрытию их характеров в плане «крепкого словца». Перед нами в «Заводе» – несколько ярких портретов «простых людей», представителей «соли земли», на которых мир держался, держится и будет держаться, и созданы и представлены они с должным вниманием и аккуратностью. Вот если бы еще что-то сделать с этим «авось»… Но это уже пища для размышления зрителю.