Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Берлинале 2019. «Доброта незнакомцев» Лоне Шерфиг

Фильм-открытие Берлинского кинофестиваля по своей структуре и социальной тематике олицетворяет настроение и атмосферу всего смотра.
8 февраля 2019 0
Кадр из фильма «Доброта незнакомцев»
Кадр из фильма «Доброта незнакомцев»

69-й Берлинский международный кинофестиваль открыла драма о сострадании, милосердии и доброте среди духоты, высоток и бесконечной толпы мегаполиса.

Главная героиня Клара сбегает от своего мужа-абьюзера с двумя сыновьями в Нью-Йорк. После посещения всех возможных туристических мест дети понимают, что эта поездка – точно не каникулы, а побег от ненавистного отца. Девушке некуда податься из-за многочисленных связей мужа-полицейского – ее и детей могут в любой момент найти и вернуть домой. Клара с сыновьями в поисках ночлежки оказывается в русском ресторане «Зимний дворец», где знакомится с людьми, чья судьба такая же сложная и тяжелая. Незнакомцы оказываются самыми близкими и отзывчивыми людьми, которые помогают ей в непростой ситуации.

Лоне Шерфиг возвращается на Берлинале с картиной, которая по своей многосложной структуре и социальной тематике олицетворяет общее настроение, атмосферу всего смотра. Домашнее насилие, побег из дома, невозможность простить себя, депрессия, излишний трудоголизм, безработица – синонимы современного общества и бездушного мегаполиса, в данном случае Нью-Йорка. Несмотря на общий трагедийный пафос, Шерфиг снимает кино о доброте и сострадании и для этого вводит в сюжет совершенно незнакомых друг другу людей. Концепция является не новой, но для режиссера важно уместить весь свой актерский ансамбль в одну сюжетную линию, не используя типичных драматургических поворотов, когда внезапные встречи между героями становятся судьбоносными, меняя тем самым все повествование фильма. Незнакомцы пытаются быть отчужденными, не стремящимися к общению, поэтому их порывы помочь друг другу оказываются вполне неожиданными.

Шерфиг не фокусируется на природе социальных проблем, которые формируют ее историю. Режиссер романтизирует их, поэтому сама сцена насилия появляется в картине лишь однажды, да и то ближе к концу. Все это время герои действуют всего в двух пространствах – в Нью-Йорке и в русском ресторане «Зимний дворец». «Большое яблоко» становится олицетворением их отстраненности и отдаленности друг от друга – масштабность города не позволяет людям сблизиться. «Зимний дворец» – это созданный героями их собственный Нью-Йорк, улучшенная версия самого мегаполиса, полного разных национальностей, вероисповеданий и социальных классов. Несмотря на китчевый образ русской культуры, где герою Билла Найи приходится «пародировать» русский акцент, и вообще его зовут даже не Тимофей, а просто Тим, пространство «Зимнего дворца» сближает потерянных людей и предлагает им защиту и свободу.

Фильм абсолютно игнорирует политические темы, поэтому даже социальные проблемы находятся где-то «на поверхности». Тема домашнего насилия обсуждается где-то «между строк», а явно показывается только в эмоциональной отдаче Клары в исполнении Зои Казан. Ее героиня остается единственным полноценным действующим лицом, которое проходит через разные метаморфозы в течение всего хронометража, пока остальные просто появляются для ее дополнения. А ведь у всех были равноцельные вступительные сцены.

Христианский посыл Шерфиг достаточно прямолинеен, но его важность теряет свое значение и силу, когда фильм после социального начала ударяется в мелодраматику. В результате в конце остается только романтическая драма с классическим хэппи-эндом.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями