​«The Show Must Go On. Жизнь, смерть и наследие Фредди Меркьюри»: Шоу продолжается?

Какой получилась книга Мэтта Ричардса и Марка Лэнгторна о жизни лидера группы Queen.

Фильм об одной из самых шумных и скандальных рок-команд всех времен просто не имел права стать «еще одной из» многочисленных историй успеха, быстро попадающих на экраны и столь же быстро сходящих с него. Эпичный «долгострой» буквально за несколько месяцев обернулся едва ли не самым кассовым байопиком всех времен, стал победителем «Золотого глобуса» в номинации «Лучший фильм» и был номинирован на премию «Оскар», как и исполнивший главную роль Рами Малек (который, к слову, уже получил «Золотой глобус» и премии Гильдии киноактеров США и BAFTA за роль Меркьюри). В России «Рапсодия» тоже пользовалась устойчивым успехом и после премьерного ажиотажа, и даже те, кому резали глаз многочисленные натяжки и несоответствия сюжета, воспринимали фильм как хороший повод освежить в памяти любимые песни и видео. Неудивительно, что мимо такого инфоповода не могли пройти и российские издатели, выпустив сразу несколько книг, посвященных творчеству и личности Фредди Меркьюри.

Одной из них стала книга Мэтта Ричардса и Марка Лэнгторна, вышедшая на языке оригинала в 2016 году и отличающаяся от других подобных изданий прежде всего не вполне обычным ракурсом. Начало ее представляет собой весьма эмоциональное описание последних недель жизни легендарного шоумена и рассказ о болезни, вписавшей, быть может, наиболее яркие и печальные страницы в книгу его жизни. Однако не ждите дальнейших композиционных изысков типа «от конца к началу»: следующие главы – это яркий и увлекательный рассказ о детстве, юношестве и первых музыкальных увлечениях лидера Queen. И особую ценность этому фолианту придают вплетенные в текст фрагменты интервью родственников, друзей и членов окружения Меркьюри в разные годы, причем некоторые интервью были взяты специально для книги.

Не обойдена вниманием и история эпохи: хотя родиной Фредди Меркьюри как явления, безусловно, стала Британия и британская музыкальная сцена, первые 18 лет его жизни были связаны с Индией и Занзибаром, откуда его семье в конце концов пришлось бежать сломя голову.

«В начале десятилетия напряженность между этническими группами обострилась: арабское население, хоть и занимало пятую часть населения Занзибара, доминировало и в политике, и в экономике. В 1963 году, когда Великобритания даровала Занзибару независимость, в стране прошли выборы, <...> вскоре последовал переворот во главе с самоназначенным фельдмаршалом Окелло. Окелло считал, что он был избран богом, чтобы отобрать власть у арабов. 12 января 1964 года при поддержке угнетенного африканского большинства революционеры прорвались в Каменный город».

Если вдуматься, неплохой материал для приключенческой картины.

Впрочем, в центре биографии Фредди Меркьюри все же находится музыка, и можно быть уверенным, что фанаты найдут в ней решительно все, чего ожидают. «Он писал песни с раннего возраста. Я твердила ему, как и все мамы: "Давай учись и убери в своей комнате". Музыки было настолько больше, чем учебы, что мой муж говорил, что не знает, что из него выйдет», - вспоминает мать Меркьюри Джер. И то, что казалось явным клише в фильме «Богемская рапсодия», внезапно приобретает черты достоверности.

Разумеется, авторы уделили внимание и истории первых групп Фредди Меркьюри, а также его знакомству с Тимом Стэффелом и группой Smile – неудачливый басист до сей поры был темной лошадкой что на страницах биографий, что в упомянутом фильме, а ведь без него Queen, какими мы их знаем, могло бы и не случиться. Долгие и запутанные отношения с Мэри Остин, поиски собственного лица группы, сочинение песен, включая ту самую, знаменитую, путь к славе, взлеты и падения – все это нашло свое отражение на страницах книги наряду с историей распространения СПИДа и темой гей-субкультуры в Британии и США.

В какой-то момент даже может показаться, что авторы уж очень сильно увлечены двумя последними темами, но обойти их, говоря о жизни и трагедии Фредди Меркьюри, попросту невозможно. Есть здесь и собственная версия того, когда именно шоумен заразился ВИЧ – и эта дата, если, конечно, она верна, идет вразрез со всем, что привыкли утверждать фанаты. К счастью, описанием беспорядочной жизни фронтмена и его историей болезни книга не ограничивается: хотите знать, как произносится имя лидера U2 или как шла работа с легендарной Монсеррат Кабалье? Тогда вам сюда.

Читайте также: Фаррух из Занзибара - каким было детство Фредди Меркьюри

Увы, русское издание книги не свободно от недостатков – помимо мелких ошибок вроде «двух ночей» вместо «двух вечеров», не совсем внятных пассажей типа «записал версию концептуального альбома "In My Defence"» (речь идет о песне для концептуального альбома-мюзикла «Time») и почему-то не переведенного на русский подстрочного примечания об одном из ранних лекарств против СПИДа, разочаровывает и ее оформление. Державшие в руках англоязычный оригинал утверждают, что особую ценность ему придают «незамыленные редкие фото», тогда как издатели русского перевода решили отказаться не только от редких фотографий, но и от фото вообще. Не исключено, что причиной тому стали расходы, связанные с авторскими правами и публикацией фотоподборки – но если учесть, что книга позиционируется как подарочное издание, это не может не вызвать недоумения потенциальных покупателей.

С другой стороны, достоинства книги если и не искупают недостатки издания, то по крайней мере заставляют весы замереть в равновесии – а с учетом того, как немного хорошей рок-литературы выходит на русском языке, это уже немало. Да и для поклонников Фредди Меркьюри, думающих, что знают о своем кумире если не все, то очень многое, труд Ричардса и Лэнгторна тоже не будет лишним.

Читайте также