Было пять, стало восемь
Стать номинантом на «Грэмми» все еще сложно, но теперь чуть проще. Число претендентов в «большой четверке» («Запись года», «Песня года», «Альбом года» и «Лучший новый артист») увеличили до восьми.
Кто не приехал
В 2018 году от посещения премии отказались Дрейк, Канье Уэст, Джастин Бибер и Фрэнк Оушен. В этом году церемонию проигнорировали Кендрик Ламар, Ариана Гранде и Childish Gambino. Последнему это, впрочем, не помешало стать одним из главных героев вечера и победить сразу в четырех номинациях. Гранде тоже именно в этом году получила свою первую награду. Несмотря на выигрыш, певица раскритиковала премию в Twitter. Ей не понравилось, что в номинации «Лучший рэп-альбом» не победил «Swimming» Мака Миллера (правда, позже певица твиты удалила). Не пришла и Тейлор Свифт: бывшая любимица академии на этот раз получила лишь одну номинацию («Лучший вокальный поп-альбом» («Reputation»)) и предпочла провести время на BAFTA с бойфрендом Джо Алвином. Бейонсе и Джей-Зи тоже не почтили своим присутствием «Грэмми», хотя одна награда им все же досталась.
Новичкам везет (но не всегда)
Номинация «Лучший новый артист» считается одной из самых спорных в истории премии «Грэмми». Однако на этот раз многообещающим званием наградили достойного победителя – Дуа Липу. Конечно, совсем уж дебютанткой певицу не назовешь: ее первый сингл «Be The One» вышел в 2015 году. Тем не менее, из всех номинированных исполнителей она была явным фаворитом. Кроме этого, Липа забрала награду за лучшую танцевальную запись – «Electricity», записанную вместе с Silk City (дуэт Diplo и Марка Ронсона). Greta Van Fleet проиграли Липе в соревновании новичков, но все же смогли получить одну статуэтку, а вот другие номинанты-дебютанты (Chloe x Halle, Люк Комбс, H.E.R., Марго Прайс, Биби Рекса, Джорджа Смит) остались без наград.
Слив или привлечение внимания?
За две недели до «Грэмми» в Сети появился список возможных победителей. Согласно некоторым сообщениям, он был доступен на официальном сайте на протяжении нескольких минут – к списку прилагались изображения, очень похожие на скриншоты с сайта. Однако организаторы премии опровергли информацию и подчеркнули, что имена лауреатов до начала церемонии не знает никто, включая членов Академии звукозаписи. Настоящий список победителей существенно отличается от «слитого». То ли это действительно была техническая ошибка, то ли интернет-розыгрыш, то ли попытка привлечь внимание – в прошлом году рейтинги «Грэмми» были крайне низкими, и церемония этого года должна была преломить ситуацию.
«Большая четверка»
Премия за лучший альбом года досталась кантри-певице Кейси Масгрейвс и ее «Golden Hour». В числе ее конкурентов были Карди Би с «Invasion Of Privacy», Post Malone с «Beerbongs & Bentleys» и Дрейк со «Scorpion». Вместо популярных героев Академия звукозаписи решила отметить не самую раскрученную, но полюбившуюся критикам артистку. В 2018-м все было ровно наоборот: победил Бруно Марс с «24K Magic», который был коммерчески успешным, но получил «средние» отзывы критиков. Впрочем, кроме Масгрейвс, в список категорию попали и другие любимцы критиков (Жанель Монэ, H.E.R. и Брэнди Карлайл), так что «Грэмми» решили расширить свои предпочтения еще на стадии отбора номинантов. Певица также получила награду за лучший кантри-альбом, лучшую кантри-песню («Space Cowboy») и лучшее сольное кантри-исполнение («Butterflies»).
«Запись года» и «Песня года» ушли к «This Is America» Childish Gambino, песне с мощным социальным содержанием – в противовес прошлогодним «24K Magic» и «That’s What I Like» Бруно Марса, красивым, но «безопасным» композициям. Кроме этого, «This Is America» выиграла в номинации «Лучшее видео» (ожидаемо) и «Лучшее рэп-/песенное исполнение» (уже не так ожидаемо).
Поп
Из поп-исполнителей больше всего повезло Леди Гаге. Певица ушла с тремя статуэтками: за «Shallow» («Лучшая песня, написанная для визуальных медиа» и «Лучшее исполнение дуэтом и группой») и за «Joanne (Where Do You Think You’re Goin?)» («Лучшее сольное поп-исполнение»).
Лучшим вокальным поп-альбомом признали «Sweetener» Арианы Гранде (он обошел работы Камилы Кабельо, Шона Мендеса, Келли Кларксон, Пинк и Тейлор Свифт), а «Лучшим традиционным вокальным поп-альбомом» стал «My Way» кантри-легенды Вилли Нельсона. Кстати, один из продюсеров «Sweetener» Фаррелл Уильямс получил награду как продюсер года.
Рок, метал и альтернатива
Награда за лучший рок-альбом досталась Greta Van Fleet за «From The Fires», оставив позади Alice In Chains, Fall Out Boy, Ghost и Weezer. Лучшим альтернативным альбомом стал «Colors» Бека, а среди проигравших оказались Бьорк, Дэвид Бирн, Arctic Monkeys и St.Vincent. Впрочем, последняя выиграла в номинации «Лучшая рок-песня» («Masseduction»), обойдя все тех же Greta Van Fleet, Ghost, Twenty One Pilots и Bring Me The Horizon.
Награду за лучшее рок-исполнение посмертно присудили Крису Корнеллу за «When Bad Does Good» – кроме него, в номинантах числились Greta Van Fleet, Arctic Monkeys, Halestorm и The Fever 333. «Лучшим метал-исполнением» признали «Electric Messiah» High On Fire (также были номинированы Between the Buried and Me, Deafheaven, Trivium и Underoath).
Рэп и R&B
«Лучшим рэп-альбомом» назвали «Invasion Of Privacy» Карди Би – она стала первой женщиной, победившей в этой номинации. Карди обошла Pusha-T, Мака Миллера, Трэвиса Скотта и Нипси Хассла. «Лучшим рэп-исполнением» признали сразу две композиции: «King’s Dead» Кендрика Ламара, Jay Rock, Future и Джеймса Блейка и «Bubblin» Андерсона Пака. Несмотря на то, что Ламар стал лидером по числу номинаций, выиграл он лишь в одной. «Лучшей рэп-песней» стал прошлогодний суперхит Дрейка «God’s Plan», а «Лучшим рэп-/песенным исполнением» – «This Is America» (о чем мы уже писали выше). Дрейк, впрочем, запомнился не столько своей победой, сколько речью, которую прервали рекламой. Краткое содержание речи: если ваши песни любят люди, «Грэмми» вам не нужна, вы уже победили. Из уст такого востребованного артиста, как Дрейк, это, конечно, звучит убедительно.
Среди R&B-исполнителей больше всего повезло 21-летней H.E.R.: ее «Best Part» признали лучшим R&B-исполнением, а дебютную пластинку «H.E.R.» – лучшим R&B-альбомом. Молодая певица обошла Тони Брэкстон, Леона Бриджеса, Лалу Хатауэй и Пи Джей Мортона. Впрочем, последний без «Грэмми» не ушел – он удостоился награды за лучшее традиционное R&B-исполнение. Лучшим урбан-альбомом признали «Everything Is Love» Бейонсе и Джей Зи. Лучшая R&B-песня – «Boo'd Up» Эллы Мэй.
А как насчет наших?
В прошлом году в число победителей вошел пианист и композитор Даниил Трифонов – он выиграл в номинации «Лучшее классическое инструментальное соло». Это мало кого удивило: как правило, российские номинанты на «Грэмми» – это представители классической музыки. Не стал исключением и 2019-й: в номинацию «Лучшая оперная запись» попал Дмитрий Хворостовский, а дирижер Владимир Горбик вошел в список претендентов на «Лучшее хоровое исполнение». Но победа ушла к другим кандидатам. Кроме классических музыкантов, в номинантах неожиданно оказался Псой Короленко, участвовавший в записи альбома еврейских песен времен Второй мировой войны «Yiddish Glory». Пластинка была номинирована в категории «World music». К сожалению, победить ей не удалось – награда досталась южноафриканской группе Soweto Gospel Choir с альбомом «Freedom».
Какими выступлениями запомнилась церемония
Любая церемония интересна не только именами победителей, но и яркими выступлениями артистов. На этот раз запомнились совместные номера от исполнителей разных жанров (Дуа Липа и St.Vincent, Post Malone и Red Hot Chili Peppers), а также несколько трибьютов. Кэти Перри, Майли Сайрус, Кейси Масгрейвс, Little Big Town и Марен Моррис исполнили трибьют Долли Партон (при участии самой легендарной певицы). Дженнифер Лопес, Ne-Yo, Смоки Робинсон и ведущая церемонии Алиша Киз чествовали 60-летие знаменитого лейбла Motown, а Фантазия, Андра Дэй и Йоланда Адамс почтили память королевы соула Ареты Франклин, скончавшейся прошлым летом. Еще одним сильным номером стало живое исполнение «Shallow». Леди Гага спела ее без Брэдли Купера, но с соавтором песни Марком Ронсоном, который подыграл ей на гитаре.