Сегодня на «КиноПоиске» стартует комедийный сериал «Чудотворцы», в котором Стив Бушеми в роли неказистого управляющего ООО «Небеса» задумал взорвать Землю. Посмотрев весь 1 сезон, кинокритик Дмитрий Барченков пришел к выводу, что перед нами одна из лучших комедий последних месяцев. И вот почему.
Бог (Бушеми) лежит на диване в дорогих апартаментах, перед ним – целая туча небольших экранов, на которых транслируются новости изо всех точек мира. Вместо того, чтобы следить за судьбой человечества, этот алкоголик смотрит (да еще и на «репите») интервью гонщика, который обращает к нему все молитвы перед важным заездом. Молитвы услышаны-то будут, но, конечно же, об их исполнении можно и не думать.
Однако в данной концепции устройства мира все не так плохо, потому что на взбалмошного старика работает целая корпорация с неудивительным названием «Небеса». Загвоздка, правда, в том, что основная часть служащих – типичный «офисный планктон» (герой Дэниэла Рэдклиффа, например); им хочется лишь поскорее избавиться от дел, а не самозабвенно вкалывать. Да и ведь в наши дни ничего интересного – вроде спасения живых существ от глобального катаклизма или управления эволюцией – не осталось, только рутина. Своеобразным «лекарством от скуки» становится решение Бога разнести Землю на мелкие кусочки.
Так завязывается действие дерзкого ситкома, который придумал многообещающий молодой сценарист Саймон Рич. Он имеет непосредственное отношение и к телешоу Saturday Night Live, и к «Симпсонам», и даже к мультфильмам «Головоломка» и «Тайная жизнь домашних животных». Иными словами, практически все, что делает Рич, получается, как минимум, ярко и забавно. Уже имея опыт шоураннера (сериал «Мужчина ищет женщину»), сценарист и писатель решился на более радикальный шаг – экранизировать свою книгу «What in God's Name», высмеивающую, в первую очередь, уповающих на Высшие силы, а за ними – и всех остальных.
Высмеивая самые разные темы, среди которых и современная политика (здесь хорошо прослеживается сатира на трамповский режим), и надоевшая, похоже, всему миру бюрократия, и социальные лифты, «Чудотворцы» умудряются оставаться ироничными и легкими. Можно ограничиться упоминанием хронометража (каждый эпизод не выходит за рамки 22 минут), но на него ложится и ненавязчивое повествование. Даже самые жесткие шутки (к примеру, про жертвоприношение или убийство комика-богохульника) смотрятся как детские забавы, ведь все происходит в симпатичных декорациях и то и дело в звуковом оформлении проскальзывают начальные титры «Симпсонов».
Из долгоиграющих похождений Гомера, по-видимому, Саймон Рич черпает не только вдохновение и стиль, но и огромную любовь к деталям, которые можно высмотреть почти в каждой сцене. На стенах в одном из отделов «Рая» висят планы развития Земли, где красуются говорящие собаки из 2021-го, летающие лошади из 2024-го и бессмертные люди 2028-го, а в арсенале Службы ответов на молитвы (вокруг нее здесь вертятся основные события) есть, например, кнопка разрыва аппендикса.
Персонажи «Чудотворцев» прорисованы не менее подробно. Бог Бушеми – персонаж с оторванными от реальности идеями, этакая квинтэссенция образов актера. Казалось, венцом его ролей был недавний Никита Хрущев из «Смерти Сталина», однако Создатель в его исполнении получился еще органичнее и комичнее, ближе к зрителю, который к концу 1 сезона, особенно в семейной сцене, становится ему чуть ли не родным. И в первую очередь это происходит благодаря тому, что мы наблюдаем за тем, как неказистый директор Рая пьет и ест, на чем любит поиграть. Один из офисных ангелов в исполнении Рэдклиффа и вовсе напоминает литературную традицию изображения «маленького человека», не сопереживать которому просто-напросто не получается. Как говорится, проверено временем. Чувственные монологи, выдаваемые Рэдклиффом, только подтверждают это.
И все же самое удивительное в «Чудотворцах», что они не только с любовью выкроены, но и о той же любви говорят. Любви к близким, друзьям, коллегам и самим себе. И пусть в первых сериях проект затягивает лишь непрекращающимся водопадом шуток, в финале он стремится к мелодраматизму, вызывая желание обнять ближнего своего и снова начать радоваться всему вокруг. В сухом же остатке «Чудотворцы» – искусный миф о том, как гуманизм победил мизантропию.