«Бегущий по лезвию» (1982)
Существует семь версий фильма с разными концовками
Семь версий легендарного «Бегущего по лезвию» породили мнение, что у фильма есть не одна и даже не две, а несколько альтернативных концовок, и что на главный вопрос фильма «Человек или репликант?» каждая из них отвечает по-своему. Культовый фильм якобы представляет собой головоломку не только сюжетом, но и его трактованием, для которого намеренно оставлен необычно большой простор. Все это придает «Бегущему по лезвию» еще больше загадочности, хотя на деле семь версий различаются главным образом продолжительностью и наличием или отсутствием некоторых сцен (в том числе степенью зацензуренности), а финал существует всего в двух вариантах – счастливом и «открытом». Еще два существенных отличия – наличие текста от рассказчика и сна главного героя о единороге, который действительно играет важную роль в трактовке.
«Назад в будущее» (1985)
Телефонный номер Дженнифер – вымышленный
Как мы помним, в фильме Дженнифер написала Марти на флаере фразу «Я люблю тебя» и свой номер – 555-4823. С одной стороны, код 555 действительно частенько появляется в фильмах, сериалах, играх и даже романах, однако он не вымышленный, как принято считать, и действительно используется на территории США и, частично, Канады (зависит от того, как набрать номер). Для художественных произведений выделен диапазон номеров от 555-0100 до 555-0199, а все, что до и после – совершенно реальные телефонные номера. Так что номер Дженнифер в фильме «Назад в будущее» настоящий. Хотя, конечно, вряд ли трубку в итоге возьмет именно она…
Читайте также: 20 культовых фильмов, которые были запрещены в разных странах мира
«Гарри Поттер» (2001-2011)
Алан Рикман с самого начала знал все о Северусе Снейпе
Согласно интернет-легенде, Джоан Роулинг заранее посвятила Алана Рикмана, исполнителя роли Северуса Снейпа, во все тонкости того, что ждет его персонажа на протяжении семи книг (и восьми фильмов). Снейп – учитель в Хогвартсе, который на первый взгляд страшно ненавидит Гарри, однако на самом деле – как выясняется в самом конце – Снейп все это время защищает жизнь Гарри, и для этого даже жертвует собой. Считается, что Рикман согласился на роль Снейпа именно благодаря тому, что с самого начала знал всю историю, которая его серьезно впечатлила. Увы, в действительности все было несколько прозаичнее, и Роулинг всего лишь поведала Рикману, что со Снейпом «все не так просто, как кажется». Ни писательница, ни издательство Bloomsbury никого не посвящали в спойлеры заранее, придерживаясь очень строгой политики, поэтому всю правду о Снейпе знала только Джоан Роулинг. Собственно, она сама так и сказала, что дала Рикману лишь намек, однако социальные сети добавили больше подробностей и драмы, организовали предысторию – и получился красивый миф.
«Шоу Трумана» (1998)
В психиатрии есть синдром шоу Трумана
Фильм Питера Уира с Джимом Керри в главной роли заставил многих зрителей поёжиться, примерив на себя опыт главного героя. А вдруг тот странный электрик, который приходил сегодня днем, не розетку чинил, а настраивал нанокамеру, вмонтированную в эту розетку? И вроде бы смешно – однако некоторые так «увлекаются» подобными мыслями, что доходит уже до бредовых расстройств с идеями преследования. Впервые о синдроме шоу Трумана заговорил американский психиатр Джоэл Голд, который таким образом обозначил расстройство, с которым не единожды сталкивался в своей практике, – его пациенты считали, что на самом деле они участники реалити-шоу, за их жизнями наблюдают 24 часа в сутки, а все окружающие их люди – актеры (даже сам Голд, который это выслушивал). Однако надо отметить, что Джоэл Голд уточнил, что это он и его брат, нейрофизиолог Ян Голд, в своих исследованиях обозначают это расстройство как «синдром шоу Трумана». На самом деле официального признания со стороны научного сообщества и врачей такое название не получило и не используется в современной психиатрии.
«Молчание ягнят» (1991)
Энтони Хопкинс не моргает, «гипнотизируя» зрителя
Роль Ганнибала Лектера принесла Энтони Хопкинсу премию «Оскар» за лучшую мужскую роль, и в целом, говоря о его фильмографии, невозможно не вспомнить об этом жутком, но ярком и самобытном персонаже. Неизвестно, откуда появилась легенда о том, что Хопкинс, добиваясь «гипнотичности» взгляда своего героя, решил совсем не моргать в кадре, якобы подражая Чарльзу Мэнсону, который никогда не моргал во время разговора. Тем не менее, миф прижился, и этот прием Хопкинса даже сравнивали с поведением удава, гипнотизирующего свою жертву. Однако правда в том, что Энтони Хопкинс в «Молчании ягнят» преспокойно моргает, и это совершенно не мешает ему, одному из талантливейших актеров современности, «гипнотизировать» зрителя, заставляя того чувствовать себя тем самым кроликом в западне…
«Аватар» (2009)
Джеймс Кэмерон работал над «Аватаром» целых 10 лет
Необыкновенно красочный и визуально проработанный «Аватар» для своего времени отличался на редкость продвинутыми спецэффектами и стал просто сенсацией (особенно в кассовом плане). Но он мог оказаться и еще более сенсационным – если бы премьера состоялась на 10 лет раньше, ведь, согласно слухам, Джеймс Кэмерон был готов начать работу над своим замыслом еще на заре XXI века, но «недостаточно совершенные технологии не могли полностью передать его видение фильма». Это не миф, но ощутимое преувеличение: Кэмерон действительно говорил, что «откладывал "Аватар" с 1990-х годов», но фактически занялся проектом лишь в 2003 году. Окончательно «Аватару» дали «зеленый свет» в 2005 году – таким образом, работа над ним продолжалась четыре года.
Читайте также: 10 удаленных сцен, которые объясняют сюжетные дыры в известных фильмах
«Титаник» (1997)
Джеймс Кэмерон «подстроил» под романтическую линию события на «Титанике»
Критика в адрес «Титаника» Джеймса Кэмерона последнее время звучит частенько (чего стоит только спор о том, что Джек поместился бы на той доске), в каком-то смысле заставляя зрителей переоценивать увиденное. Кто-то может придираться даже к романтической истории Розы и Джека как таковой, но самая серьезная претензия к ней – что катастрофа «Титаника», случившаяся 14 апреля 1912 года, служит ей всего лишь «фоном». Иными словами, Кэмерон использовал и где-то даже исказил обстоятельства реальной трагедии ради пущей эффектности основного сюжета о вымышленных влюбленных. Однако история создания «Титаника» на самом деле говорит об обратном: Джеймс Кэмерон, известный своей скрупулезностью, использовал мемуары очевидцев, чтобы максимально достоверно воссоздать даже очень мелкие детали катастрофы и событий, которые к ней привели. Так что, может, влюбленные и вымышленные, но вот то, как трагедия разворачивалась, ее ход и масштабы – все это взято не с потолка и не преувеличенно.
Фильмы о Супермене
Существует «проклятие Супермена»
Непонятно с чего взявшееся, но крайне живучее «поверье», что роль Супермена проклята, и исполнителей этой роли вскорости ждет череда неудач – либо в личной жизни, либо в карьере. Началось все с самого первого исполнителя роли Супермена – Кирка Элина, который засветился в роли криптонца в крупных проектах 1948 и 1950 годов. Актер рассчитывал, что это подтолкнет его карьеру – но в конечном итоге ему пришлось перебиваться маленькими ролями на телевидении, а потом он и вовсе бросил карьеру и уехал подальше от Голливуда. По слухам, после роли Супермена у Элина сильно ухудшилось здоровье и стала сдавать память. И все же наверняка в жизни актера, который тогда очень много работал, были более весомые причины, приведшие к ухудшению самочувствия и решению оставить кинематограф.
После Элина «проклятием Супермена» был якобы сражен Джордж Ривз – в 1959 году он покончил с собой. Много говорили о том, что у него была красавица-невеста, продюсерская компания и перспективы и дальше играть Супермена. Однако не уточняли, что у Ривза сохранялись сложные отношения с бывшей женой Тони Мэнникс (впоследствии она якобы винила себя в его смерти), его не устраивали гонорары, потому что ему нужно было больше вкладывать в продюсерский бизнес, а в творческом плане он чувствовал себя «остановившимся» – ему было уже 40 лет, он понимал, что вечно Суперменом ему не быть, однако актерский потенциал его оставался нераскрытым, интересные ему проекты обходили его стороной. О загадочной смерти Ривза даже сняли фильм «Смерть Супермена» (2006), в котором его сыграл Бен Аффлек.
Третьей «жертвой» проклятия стал Кристофер Рив, который в возрасте 43 лет неудачно упал с лошади, сломал шейные позвонки и остался полностью парализованным ниже плеч, не мог самостоятельно дышать, а говорил лишь благодаря специальному аппарату. Действительно, ужасный случай, однако вряд ли лошадь знала о проклятии, да и до 43 лет Рив успел сняться в более чем 40 проектах и стать легендой кино (не в последнюю очередь благодаря тем же фильмам о Супермене – он появлялся в роли Кларка Кента четыре раза, в 1978, 1980, 1983 и 1987 годах), а после трагедии посвятил себя и свое состояние благотворительности и борьбе за права инвалидов, получив статус уважаемого и влиятельного филантропа.
Ярые сторонники того, что «проклятие Супермена» существует и даже распространяется на второплановых актеров, приводят в пример, в частности, не сложившуюся личную жизнь Марлона Брандо (он сыграл отца Супермена, Джор-Эла), высказывание актрисы Кейт Босуорт (сыграла Лоис Лейн в ленте 2006 года), что в ее расставании с Орландо Блумом виновато то самое проклятие, и некоторые другие случаи, происходившие с участниками (а порой даже со знакомыми участников) проектов о Супермене. Подчас совпадения так и хочется систематизировать, взяв таким образом их под контроль, однако сама жизнь на самом деле немножко проще. Нынешний (по крайней мере пока он не объявил об уходе) Супермен Генри Кавилл сразу после утверждения на роль заявил, что не верит в проклятие Супермена. Глядя на его развивающуюся карьеру, кажется, что все же это проклятие – вопрос восприятия. Ну а еще отличная «завлекалочка».