21 февраля в российский прокат вышел хоррор Николаса МакКарти «Омен: Перерождение». Лента привлекла к себе внимание первым же промо (и новостью о том, что на тестовых показах она так напугала зрителей, что пришлось ее перемонтировать), однако на поверку она отталкивает отсутствием глубины, цели и проработки. Что не так с этим имеющим задатки хита проектом и почему его просмотр вполне можно отложить «на потом» – рассказываем обо всем этом в нашей рецензии.
Разъясним сразу: эта лента ничего общего с культовой серией фильмов ужасов «Омен» не имеет, а была так названа локализаторами в рекламных целях. В оригинале картина называется «Вундеркинд» («The Prodigy»), что, по сути, вполне передает суть сюжета. С самого начала «Перерождения» нас не балуют интригами, а выкладывают все начистоту. Полицейские убивают маньяка, и в это же время у молодых супругов рождается ребенок – с такими же разноцветными глазами, как у того преступника. Реинкарнация, значит. Отсутствием тайны создатели хотели направить внимание зрителя именно на тревожные мысли о том, каким вырастет мальчик и какие отношения у него будут складываться с окружающими.
Плавного ввода в сюжет ждать не стоит. Вся описанная выше сцена состоит из неаккуратно склеенных кадров, которые подаются в хаотичном порядке. Таким образом создатели намеревались подчеркнуть эмоционально-динамическую составляющую происходящего, но получилось у них нечто буксующее и не слишком увлекающее. На протяжении всего фильма повествование сохраняет «ровную» интонацию, запредельного накала страстей не будет. Должного саспенса как такового нет. Изредка нас стараются напугать мерзкими «кровавыми» эпизодами и скримерами, лучшие из которых, однако, уже показали в трейлере.
В быстром темпе, но как-то уныло нам показывают развитие юного вундеркинда Майлса (Джексон Роберт Скотт) – столь долгожданного и, как оказалось, очень одаренного ребенка Сары (Тейлор Шиллинг) и Джона (Питер Муни). Несколько насквозь искусственных диалогов и скомканных сцен, в которых поднимается вопрос о пугающем поведении мальчика, и мы понимаем, что в его душе таится какое-то зло. Как раз кстати появляется специалист по реинкарнации Артур Якобсон (Колм Фиор), который объясняет, что это некогда умерший человек пытается через сына супругов завершить какое-то дело. Зная, что это за человек, зрители понимают, к чему все идет, и начинают гадать, какая из двух возможных развязок случится. Резкое, необоснованное появление в сюжете Якобсона выглядит странновато, и все же эпизод с сеансом гипноза хорош – пожалуй, это одна из тех немногих сцен «Перерождения», в которую полностью погружаешься.
Чем больше наблюдаешь за главными героями, тем меньше им веришь – характер исполнения персонажей актерами и глубина прописанных сценаристами арок на весьма среднем уровне. Иногда более-менее правдоподобно выглядит Джон (Муни), однако его старательно «задвигают», делая ставку на взаимоотношения матери и сына. Столкновение Сары и Майлса из разряда «боюсь своего ребенка» действительно пытается задеть чувства, но выглядит бледно по сравнению с аналогичными линиями в том же «Омене» или в лентах «Звонок», «Дело № 39» и «Дитя тьмы». Справедливости ради стоит отметить, что кульминация этого противостояния и любопытный взгляд на тему материнства улучшают позиции «Перерождения» в целом, пусть все по сюжету и получилось противоречиво (что для драматизма, в принципе, хорошо).
Сюжету «Перерождения» не хватает «жизни». Детали не продуманны и шероховаты, смена и переплетение сюжетных линий резки и порой несуразны, диалоги притянуты за уши. В итоге мы получаем осторожную историю, которая построена на шаблонах и потому боится рвануть в сторону, сохраняя очень посредственный уровень.
В визуальном плане дела обстоят лучше. В ленте есть несколько любопытных визуальных решений. Выдающейся операторскую работу не назовешь, но определенный хороший уровень чувствуется. Каких-то уникальных акцентов, метко раскрывающих идею и дающих заглянуть вглубь истории, здесь нет. Самые смелые и «рискованные» шаги – это плавный зум в общих планах и, например, игра с жестким светом в темных помещениях. А в остальном – опция «Стандарт». Эффектов в картине немного, сделаны они «прямыми» руками, но в плане уместности без «перекосов» не обошлось. Например, появление лица взрослого мужчины поверх детского смотрится нелепо и неправдоподобно. Оформлено «Перерождение» бесхитростным и в меру сносным саундтреком, который, однако, по аналогии с резко сменяющимися кадрами так же внезапно обрывается, ломая атмосферу и логику.
Симпатичные промо и любопытные кадры в случае с фильмом «Омен: Перерождение» не оправдывают ожиданий зрителя – за ними скрывается пресноватая «начинка», которой удивить, собственно, нечем. Ленте удается худо-бедно дозировать напряжение и тревогу и удерживать внимание зрителя – главным образом за счет интриги, какая развязка будет иметь место и что одержит верх в этой истории, зло или добро. Уже на пороге финала понимаешь, что история оставляет после себя нерешенные вопросы, которые могли бы намекнуть на продолжение. Вспоминается история с довольно плоским фильмом «Уиджи: Доска дьявола», у которого, по аналогии с «Перерождением», были интересная идея и амбиции. Тогда последовал сиквел, который действительно был хорошо проработан и учел ошибки оригинала. Случится ли здесь такое же чудо? Насчет этого есть сомнения – не столько из-за финансовых показателей (итоговых цифр еще нужно дождаться), сколько из-за пары нюансов финала ленты, которые вариант с сиквелом блокируют.
Фильм «Омен: Перерождение» вполне вписывается в многочисленную категорию лент «Так плохо, что уже хорошо». Он не лишен привлекательности совсем, однако здесь в достатке несуразностей, недоделок и прочих шероховатостей. Идея ленты не нова, хотя вектор развития был выбран верно и при должном уровне реализации перспективы у проекта были бы неплохие. Занятна концепция борьбы двух личностей в одном персонаже Джексона Роберта Скотта, которая просто, но со вкусом была подчеркнута стилизацией. Тем не менее, это лишь пара плюсов в одном большом разочаровании.