1 марта в российских кинотеатрах стартует прокат драмы «Юморист» Михаила Идова. Рассказываем, чем примечателен режиссерский дебют сценариста сериалов «Оптимисты» и «Лондонград», а также одного из самых ярких отечественных релизов прошлого года – драмы «Лето».
Российский кинофестиваль дебютов «Движение» в 2018 году открылся показом драмы «Юморист» Михаила Идова, ранее работавшего в качестве сценариста над сериалами «Оптимисты» и «Лондонград», а также над фильмами «Духless 2» и «Лето». В своем режиссерском дебюте, сценарий для которого был также написан им в соавторстве с супругой Лили Идовой, кинематографист вновь обращается к реалиям жизни в СССР позднего периода.
Сюжет фильма разворачивается в Советском Союзе середины 80-х и рассказывает об известном юмористе Борисе Аркадьеве. Его новый шлягер про фото с обезьянкой на сочинском пляже вовсю гремит по телевидению и пользуется огромной популярностью на концертах. Однако, несмотря на наличие большой семьи, горячую любовь аудитории и достаток, Аркадьев не чувствует себя по-настоящему счастливым. Зрители требуют раз за разом повторять одну и ту же опостылевшую автору шутку, по щелчку пальцев юморист обязан отплясывать перед влиятельными мира сего, словно мартышка из его же сценического номера, а желание выйти в своем творчестве за негласно обозначенные границы накапливается в готовую вот-вот обрушиться на всю его жизнь лавину.
В своем режиссерском дебюте Идов-режиссер старается быть сдержанным, не мешая себе-сценаристу представлять историю о тревожном состоянии человека, который находится в клетке, пускай и позолоченной. С одной стороны, вроде бы, все у него есть, но отсутствие свободы творчества, постоянный страх за себя и близких из-за каждого сказанного в юмористическом порыве или кем-то слишком близко к сердцу принятого слова, да и просто роль придворного шута с маячащей за горизонтом соответствующей участью выводят его из равновесия. Возможно, кто-то бы и стал мириться с такими компромиссами, но острый и склонный к иронии ум Аркадьева, спровоцированный шокирующим столкновением с неведомым миром разудалого и во всех смыслах свободного американского стендапа, подвигает его на резкие действия, чреватые серьезными последствиями.
Это еще одна история человека, который оказался лицом к лицу с перемалывающей все окружающее в порошок системой. Однако Идов показывает не иллюзорную борьбу рыцаря в белых доспехах с кровожадным огнедышащим драконом. Аркадьев – человек далеко не примерный, так что ни о какой идеализации главного героя здесь речи не идет. Собственно, и система в «Юмористе» выставляется, особенно как показывает финал ленты, не такой глупой и свирепой, в некотором смысле даже готовой идти на свои пускай и расчетливые уступки. Оборотные стороны этих медалей делают картину Идова чем-то большим, чем очередная прямолинейная притча о смельчаке, бросившем вызов чему-то, кажется, всеобъемлющему и непобедимому.
Пожалуй, одной из наиболее важных составляющих успеха «Юмориста» стал актерский состав, метко подобранный под персонажей картины. Одно только появление в кадре нового действующего лица само по себе дает о нем весьма емкое представление. Такой немного карикатурный подход к кастингу помогает сатирическому эффекту произведения, в котором юмор постоянно граничит с серьезными темами, буквально за несколько секунд той или иной сцены вызывая у зрителя противоположные эмоции.
Но особенно хорош в роли главного героя, комика Бориса Аркадьева, актер Алексей Агранович. Для него роль в «Юмористе» – главный перформанс в его кинокарьере на данный момент. Сыгранный им Аркадьев – это тревожный человек, в котором есть немного обаяния и мерзости, людских добродетелей и пороков. Все это делает главного героя действительно живым, что очень чутко реализует в кадре Агранович, поэтому его персонажу сопереживаешь, пускай временами он вызывает не самые приятные эмоции.
«Юморист» – в творческом плане удачный режиссерский дебют, в котором опытный Идов-сценарист поддерживает начинающего Идова-режиссера, пока очень осторожного в выборе киноязыка, на котором он общается со зрителями. Это лента, в которой сюжет правит бал, в чем, к слову, нет совершенно ничего зазорного. Важно, что Идову удалось показать: как в каждой хорошей шутке есть доля правды, так и в этой картине есть отражение не только уже давно ушедшего прошлого, но и нашей с вами действительности.