«Крик» (части 2-4)
«… чтобы продолжение стало отдельным фильмом – никогда!»
Созданная режиссером Уэсом Крэйвеном хоррор-серия «Крик» чуть ли не единственная кинофраншиза, каждая новая часть которой является пародией на первый фильм. Как известно, сюжет оригинальной картины 1996 года выпуска рассказывал о помешанном на ужастиках маньяке в маске призрака, орудующим в маленьком городе Вудсборо, и вступившей с ним в отчаянное противостояние ученице старшей школы Сидни Прескотт (Нив Кэмпбелл). Как нетрудно догадаться, главная интрига ленты заключалась в том, кто скрывается за маской убийцы. Кроме того, «Крик» (1996) стал деконструкцией жанра хоррор, собрав в себе все возможные штампы, присущие фильмам про маньяков, и высмеяв их. Критики и зрители такой подход оценили: картина получила восторженные отзывы и окупилась в прокате более чем в 10 раз. Понимая, что сиквел вряд ли повторит успех оригинала, Крэйвен решил пойти немного другим путем. Режиссер не стал изобретать новое, а аккуратно переработал старый материал, который устраивал всех, и сделал содержание еще более комедийным. Именно поэтому «Крик 2» (1997) оказался отличной (само)пародией: в сиквеле Крэйвен не только высмеивает основные клише из фильмов ужасов, но и занимается критикой собственного произведения, причем делает это со здоровой самоиронией. По сюжету продолжения Сидни, теперь уже будучи студенткой колледжа, снова сталкивается с убийцей в маске призрака, подлинную личность которого, как и в предыдущей части, зрители узнают в конце картины. Параллельно с этим мы становимся свидетелями рождения внутри вселенной фильма ужастиковой серии «Удар ножом», являющейся ничем иным, как… проекцией крэйвеновского цикла «Крик»! Шьямалану такое и не снилось. В свою очередь третья и четвертая части «Крика», выходившие в 2000 и 2011 годах соответственно, во всем вторили сиквелу, с той лишь разницей, что их сюжеты были уже не такими оригинальными и находчивыми.
«Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок» (2011)
«Это дубль два»
Продолжение комедийного хита Тодда Филлипса «Мальчишник в Вегасе» (2009) – «Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок» (2011) – оказалось своеобразным самоповтором, но не паразитирующим на успехе своего оригинала, а умело иронизирующим над ним. Сюжет второй части, как и первой, закручен вокруг свадьбы одного из главных героев: на этот раз женится врач-стоматолог Стю. Все опять идет не по плану, из-за чего предстоящая церемония бракосочетания рискует быть сорванной. Как становится понятно из названия, действие «Мальчишника 2» разворачивается уже не в сияющем Лас-Вегасе, городе контрастов, а в столице Таиланда – мрачном и опасном (Николас Кейдж подтвердит) Бангкоке. В остальном, как ни странно, серьезных отличий наблюдать не приходится: закадычная троица (Брэдли Купер, Эд Хелмс и Зак Галифианакис) снова пытается все исправить, чтобы свадебное торжество состоялось, и при этом не наломать лишних дров. Наученные горьким опытом их экстремального мальчишника в Вегасе, который они все-таки пережили, друзья избегают попадания во всякого рода нелепые ситуации. Но, к сожалению, беды сами находят героев: Стю вновь «преобразится» (вместо вырванного зуба – татуировка на пол-лица), Фил чуть не умрет со стыда, Алан преуспеет в медитации, а новая встреча с китайским мафиози «Мистером» Чао закончится похищением… мартышки-драгдилера.
«Адреналин 2: Высокое напряжение» (2009)
«Похоже на адреналин. Только лучше»
Хотя обе части экшн-дилогии «Адреналин» снимали режиссеры Марк Невелдайн и Брайан Тейлор, как ни странно, сиквел получился куда более отвязным и драйвовым, чем оригинал. И, если первый фильм был честным боевиком с элементами триллера, то его продолжение оказалось самой настоящей комедией, причем весьма пошлой и бесцеремонной, часто переходящей рамки дозволенного. По сюжету картины «Адреналин 2: Высокое напряжение» (2009) бывший наемный убийца Чев Челиос (Джейсон Стэйтем) умирает, но не совсем. Героя лишают его сердца, а вместо него устанавливают специальный электронный аппарат, поддерживающий жизнь. И все бы ничего, но его необходимо периодически подзаряжать. Видимо, создателям так понравилось издеваться над своим персонажем, что они решили максимально утрировать ситуацию, в которую он попадает на этот раз, и сделать ее еще более безвыходной, чем в прошлом фильме. Что же, стоит отдать должное, им это удалось.
«Несносные боссы 2»
«Боссы – новые, методы – старые»
В первой части «Несносных боссов» (2011) трое друзей (Джейсон Бейтман, Джейсон Судейкис и Чарли Дэй), подвергающиеся постоянным унижениям со стороны своего начальства, предприняли попытку избавиться от боссов друг друга. Сюжет продолжения, в свою очередь, рассказывает о том, как они сами решили стать начальниками и завести собственный бизнес. Но, даже будучи боссами, герои не перестают наступать на те же грабли. На этот раз их кидает инвестор (Кристоф Вальц), которому они доверились и передали в распоряжение все свои сбережения. Чтобы заставить его вернуть им их деньги, друзья снова встают на криминальную дорожку: они собираются похитить сына инвестора (Крис Пайн) и требовать за него выкуп. Но обстоятельства складываются иначе, поэтому им приходится импровизировать. Хоть в сиквеле главных героев и сделали боссами, то есть, поставили на место тех, кого они до этого даже за людей не считали, ничего принципиально нового в их жизни не произошло: как были лузерами, так ими и остались.
«Мачо и ботан 2» (2014)
«Второй раз всегда хуже первого»
Если первая часть «Мачо и ботана» (2012) была пародией на полицейские бадди-муви, то второй фильм получился масштабной самопародией, которая, ко всему прочему, ярко высмеяла проблему сиквелизации. В продолжении знакомые зрителям по прошлой ленте горе-полицейские Шмидт (Джона Хилл) и Дженко (Ченнинг Татум) под видом студентов внедряются в колледж, в котором участились случаи продажи наркотиков. Их задание состоит в том, чтобы в кратчайшие сроки втереться в доверие к дилеру и выйти через него на поставщика. Ничего не напоминает? Да, ровно то же самое герои делали и в предыдущем фильме! Режиссеры Фил Лорд и Кристофер Миллер сняли сиквел, как две капли воды похожий на оригинал, и их послание более чем понятно: киноиндустрия страдает от нехватки свежих идей, поэтому вынуждена вкладываться в разработку продолжений успешных картин, не задумываясь о том, что они будут лишены самобытности своих оригиналов. В случае с «Мачо и ботаном 2» вышла та же самая история, хоть и с небольшим подвохом: постановщики сами этого не скрывают и с радостью смеются над этим вместе со зрителями. Интересно, увидим ли мы, как Шмидт и Дженко переезжают в новый офис на Джамп Стрит, 23 точно так же, как в сиквеле они перебрались с Джамп Стрит, 21 на Джамп Стрит, 22? Учитывая тот факт, что «Мачо и ботан 2» собрал в прокате более $300 млн при бюджете в $50 млн (то есть, окупившись более чем в 6 раз), такой исход событий очень возможен. К тому же, вспоминая гениальные финальные титры фильма, становится понятно, что идей для продолжения истории у создателей еще много.
«Здравствуй, папа, Новый год! 2» (2017)
«Чем больше папаш, тем больше проблем»
Ставшая неожиданным кассовым хитом комедия Шона Андерса «Здравствуй, папа, Новый год!» (2015), сюжет которой был сосредоточен вокруг противостоянии двух отцов – биологического и отчима – за любовь детей, получила продолжение, ставшее пародией на оригинальный фильм. Авторы сценария решили повысить ставки, столкнув во второй части лбами не только молодое поколение папаш, но и старшее. По сюжету сиквела к достигнувшем взаимопонимания отцам Дасти и Брэду (Марк Уолберг и Уилл Феррелл) в гости на новогодние праздники приезжают их предки (Мэл Гибсон и Джон Литгоу), из-за чего вновь случается семейная неразбериха, выливающаяся в очередную битву за внимание отпрысков.
«Очень плохие мамочки 2» (2017)
«Ты же мать! Как и я»
Схожесть концепции, рождественская тематика, тот же год выпуска (и месяц!)… Наверное, если бы не разные возрастные рейтинги, то «Очень плохих мамочек 2» (2017) и «Здравствуй, папа, Новый год! 2» (2017) можно было бы назвать неофициальными ремейками друг друга. Так или иначе, создатели отвязной («18+»!) комедии с участием Милы Кунис, Кристен Белл и Кэтрин Хан пошли по тому же пути, что избрали и авторы семейного фильма о противостоянии папаш. Ну, или наоборот – кому как больше нравится. Главной темой сиквела стал конфликт поколений: если в первой части главные героини воевали за права мам, то тут они воюют (в прямом смысле) уже со своими мамами (Кристин Барански, Сьюзен Сарандон и Шерил Хайнс).