Никто не будет отрицать, что самая известная группа в трэш-метале – это Metallica, по совместительству оказавшаяся и самой известной хэви-группой вне зависимости от субстиля в мировом масштабе. То есть, по идее, именно в сборниках Metallica теоретически можно было бы утонуть – ан нет, по неизвестно какой причине отцы-основатели агрессивного субстиля до сих пор изображают из себя эдаких борцов с коммерцией, хотя с отличным мейнстримовым потенциалом творчества Ульриха, Хэтфилда & Co. все было ясно уже самое позднее осенью 1988 года. Но если заняться простым суммированием числа нерегулярных, то есть неальбомных релизов (синглы, EP и мини-альбомы и сборники), то ближайшие хотя бы чисто по месту и обстоятельствам конкуренты Metallica, то есть как раз Megadeth, оказываются победителями в этом соревновании даже не с другой группой на букву «м», но и с любой командой, входящей в королевскую иерархию заокеанского трэш-метала, про подобные неамериканские группы мы даже и не упоминаем… В чем же дело?
Уж точно не в ненаучно-фантастическом медиа-заговоре, главными действующими лицами которого некоторым видятся лидер Megadeth, гитарист и вокалист Дэйв Мастейн, руководство Capitol Records и иных фирм-издателей. Нам сообщают, что раз музыканты Metallica в свое время распрощались с юным Мастейном без лишних сантиментов, то он затаил неслыханную коммерческую злобу – и дальнейшее, дескать, очевидно. Нет, не очевидно. Формально Megadeth въехали в мейнстрим раньше, чем Metallica – так, их первый видеоклип к фактически титульному номеру второго (и первого «мэйджорского», как раз на Capitol) альбома «Peace Sells… But Who's Buying?» был снят в 1986 году, на два года раньше, нежели у «злейших» конкурентов. То есть создается четкое впечатление, что Дэйв Мастейн гораздо раньше всех своих ровесников понял, что сидение в андерграунде, хотя бы даже и не бизнесовом, а просто идейном, весьма контрпродуктивно – выражаясь напыщенно, группа должна расти вместе со своими слушателями. Хотя считается, что первый «взрослый» альбом Megadeth – это «Rust In Peace» (1990), но все приметы тяготения лидера группы к серьезному материалу, рассчитанному не только на, как принято выражаться у нас, «юношей допризывного возраста», были налицо уже на «Peace Sells…». Конечно, залогом столь раннего взросления музыки стала и умелая стратегия формирования первого состава группы – как-никак, с Мастейном тогда работали два ветерана нью-йоркской фьюжн-сцены, барабанщик Гэр Самуэльсон (1958-1999) и гитарист Крис Поланд. Но еще более удивительно, что с такими-то умелыми коллегами Дэйв Мастейн не поддался на исполнение модного на тот момент материала, именовавшегося в 80-е «техно-металом» с навороченными ритмическими структурами и бесконечными инструментальными партиями. Пьесы авторства Мастейна и, иногда, его коллег – были именно песнями с четкой структурой «куплет-припев», а все умения музыкантов были к этим песням лишь необходимой приправой.
В свете такого нехарактерного подхода к сочинительству и аранжировке странным видится и то, что «Rust In Peace» не был воспринят как трэш-металлический альбом для взрослого слушателя – все лавры в этом смысле достались годом позже «черному альбому» Metallica. Тому видится две причины – не самая внятная интерлюдия c альбомом «So Far, So Good… So What!» (представленном на «Warheads On Foreheads» всего одним треком), с которым, правда, Megadeth стали рекордно востребованными в Европе, и ключевая замена в составе при записи «Rust In Peace». Новым гитаристом состава стал виртуоз Марти Фридман, сделавший себе имя работой с проектом Cacophony и единственным на тот момент сольным альбомом – но в 1990-м на горизонте маячил гранж, и инструменталисты-виртуозы уже были не совсем в чести, пусть и в составах групп с именем. Но на самом деле причин для беспокойства у музыкантов уже не было – с Фридманом Megadeth могли позволить себе полнейшую творческую свободу без ущерба для коммерческого успеха, что с блеском доказал альбом «Countdown To Extinction» (1992), явленный публике в самый разгар гранж-моды. А далее состав группы менялся неоднократно, но нацеленность на столь высокие образцы собственного творчества никуда не пропадала – другое дело, что никакой сборник не резиновый, и на сей раз альбомы 2000-х годов представлены каждый одной пьесой, за исключением последней блистательной работы «Dystopia» (2016), с которой на сборник заслуженно вошло четыре номера.
Собственно, «Warheads On Foreheads», составленный лично Мастейном – отличный пример того, как историческое разнообразие творчества группы и коммерческий расчет издателей могут спокойно идти нога об ногу. Megadeth и так являются примерно пятым-шестым по упоминаемости хэви-составом на специализированных интернет-ресурсах, но издание этого сборника подняло ее в этом рейтинге еще выше. Законно – в наш век, когда любой физический носитель рассматривается прежде всего как объект мерчандайзинга, отлично оформленный альбом со столь великолепным и по-разумному разнородным набором материала проходным в коммерческом смысле быть просто не может. Почему подобные умения составления сборников лучшего материала не привлекают ни иные трэш-металлические группы с именем, ни их издателей – про то неизвестно. Наверное, секрет прост: нужно быть Дэйвом Мастейном и быть абсолютно уверенным в себе, своей удачной творческой судьбе и своей музыке. Других причин для успеха подобной издательской стратегии просто не видится.