Возможно, главный вопрос, который волнует зрителя, если такие вообще останутся после прочтения этого текста: можно ли смотреть нового «Хеллбоя» без знакомства с двумя фильмами Гильермо дель Торо? Да, можно. Но нужно ли? Особенно, когда есть идеальная дилогия, которую почему-то вздумалось перезапускать.
Новый «Хеллбой» не имеет никакого отношения к двум прошлым фильмам, которые, даже пересматривая сегодня, ничуть не устарели. «Что делает человека человеком? Его происхождение? То, как он приходит в этот мир? Я так не считаю. Все дело в выборе, который он делает», – так заканчивается первая картина Гильермо дель Торо, который взялся за комикс после успеха «Блэйда 2». Кино очевидно экзистенциальное, хоть и сказочное, и монстры мексиканцу всегда были по душе, поэтому «Хеллбой: Герой из пекла» и «Хеллбой 2: Золотая армия» сделаны полностью в духе и стиле дель Торо. Обе картины получились зрелищными и романтическими и вышли всего-то 10-15 лет назад, но выглядят свежее даже современных блокбастеров. В том же году вместе с героем комиксов Майка Миньолы появился и второй «Человек-паук» Сэма Рэйми – один из лучших сиквелов и кинокомиксов. Между прочим, в те годы старички вроде Бэтмена и Супермена только ждали ренессанса, а героям Marvel еще предстояло сделать первые шаги.
«Хеллбой» Нила Маршалла демонстрирует свою мифологию, но слегка повторяет то, что было в прошлом – историю про армию Третьего рейха и русского чернокнижника Распутина, который в новом фильме смачно посылает врагов на три буквы, что хорошо вписывается в общую картину. Дело в том, что новый «Хеллбой» – дичайший трэшак. Людей рвут на части, руки-ноги летят во все стороны, кровь брызжет, а герои шуткуют не умолкая. Здесь всего сразу много, громко и жестоко, но как же это скучно. Фильм Нила Маршалла, автора отличнейшего жутика «Спуск», похож на мчащийся поезд, объятый пламенем. Куда летит – черт знает. И кто им управляет? Блокбастер, как рогатый демон – такой же злой и тяжелый.
Хеллбой в исполнении круто загримированного Дэвида Харбора работает на американские спецслужбы, которые сталкиваются с восставшей из мертвых колдуньей, когда-то порубленной королем Артуром и раскиданной по ящикам. Раскидали куски ведьмы так, что сам дьявол не найдет. Собственно, с этого мифа и начинается приключение, похожее на пеплум, вроде «300» Зака Снайдера. Разумеется, артуровский миф не просто так – авторы красиво закольцовывают эту сказку и объясняют, почему Хеллбой – чудовище с человеческим лицом и буйным нравом.
Кровавую королеву, конечно, воскрешают, чтобы уничтожить человечество, на страже которого, понятное дело, стоит адский страшила. Как видно, сюжет типичнейший – война Добра и Зла. Авторы опять разыгрывают альтернативную историю, правда, теперь к нацистам, вытаскивающим мальчика из Ада, привязывают еще и рыцарей Круглого стола. Однако не ждите эпичной схватки Хеллбоя и Кровавой королевы. Коварная колдунья, светящая глубоким декольте, пытается перетянуть демона на темную сторону, чтобы умыть мир кровью. Но мы-то знаем, что красный здоровяк, посвятивший жизнь борьбе за все хорошее, – добряк.
«Апокалиптический бред», – доносится из творения Нила Маршалла. Точнее и не скажешь. История неслучайно начинается с рестлинга на ринге – так режиссер намекает, мол, все не по-настоящему, в шутку, мы дурачимся. Вот и фильм кажется какой-то халтурой: суетливое повествование, искусственно растянутый сюжет, карикатурнейшие персонажи, небрежные визуальные эффекты, говорящая голова Йовович и скачущий на коне Хеллбой, работающий в паре с молоденькой ясновидящей, выпускающей изо рта духов в виде мерзких червей. Ну, еще там какое-то пророчество, тайное общество и псевдоумные разговоры о трудном выборе и трагическом одиночестве. Воспринимать всерьез этот беспредел невозможно, и, видимо, незачем.
И все же «Хеллбой» не без достоинств. Помимо грима – Хеллбой стал здоровее, чудовищнее и волосатее, и он все так же обламывает и подтачивает рога – фильм может похвастаться самой страшной в истории кино Бабой-Ягой. Хеллбой встречается с отвратительной (в хорошем смысле) старухой в гигантской избушке на курьих ножках. Бабка, которая, оказывается, давным-давно хотела вызвать дух Сталина, угощает героя человечьим борщом и заключает священную сделку. Это первое. А второе – сцена в аду! Там Хеллбой, рогатый, украшенный пламенной короной, размахивает огненным мечом, оседлав огнедышащего дракона. Правда, эта сцена – только флешбэк, но все равно огонь!
А так, новому «Хеллбою» место рядом с «Лигой справедливости», «Отрядом самоубийц» и прошлогодним «Хищником», которые снимал бы Роберт Родригес, если бы дали. В этом неуклюжем гигантизме человеческого столько же, сколько в красном борце с нечистью. Если фильмы Гильермо дель Торо – страшная сказка перед сном, то фильм Нила Маршалла – отвратительный (в плохом смысле) анекдот в пьяном британском пабе. Простите за банальность, но в новом «Хеллбое» нет души. Все же дель Торо смог очеловечить историю о чудовище, эдаком комиксовом Франкенштейне, сохранив сказочность. Дель Торо угодил и детям, и взрослым, потому что кино – настоящее.
Нил Маршалл, однако, не угодит даже всем взрослым, потому что агрессивное, вульгарное, нарочито тупое и безвкусное – не значит взрослое. Ну да, новый «Хеллбой» заметно отличается от банальных кинокомиксов Marvel, и в этом его единственная победа. А кто предупреждает, что сравнивать этот шабаш фриков с дельторовской чертовщинкой – самая глупая ошибка, тот скорее в глубине души прекрасно понимает, что сказки про дымящего сигарой, любящего котиков и сладкое – лучше. Без разговоров. Просто боится себе признаться.
Режиссер сделал кино для себя. Сделал, что хотел и как хотел. Сделал, ну и ладно. И такое, как говорят, «гилти плежер» (очень гилти, не очень плежер) найдет своего зрителя.