На 41-м Московском международном кинофестивале в программе документального кино «Свободная мысль» показали фильм «РБГ» Джули Коэн и Бетси Уэст. Лента номинировалась на «Оскар»-2019 в категориях «Лучший документальный фильм» и «Лучшая песня».
«Она – зло!», «Ведьма!», «Зомби!». С этих разрозненных выкриков начинается фильм. Затем нам показывают миниатюрную старушку, энергично тренирующуюся в спортзале. Кто она такая? Это одна из девяти судей Верховного суда США, 85-летняя Рут Бейдер Гинзбург, РБГ, прославившаяся в последние годы благодаря своим особым мнениям – несогласием с решениями, принятыми другими судьями. Гинзбург стала практически женской версией героя Генри Фонды из «12 разгневанных мужчин» – тихо, но твердо озвучивающая свою позицию в качестве «меньшинства».
В России ее имя известно единицам, а в США она фигура культовая. На нее делают пародии в Saturday Night Live, генерируют с ней мемы, приглашают на многочисленные ток-шоу и паблик-токи, печатают ее фото на кружках и футболках с хэштегом «Notorious RBG» (вот это было бы эффектное название для фильма). Джули Коэн и Бетси Уэст в своем фильме фиксируют этот неожиданный, прежде всего для самой героини, феномен ее популярности.
К такому повышенному вниманию со стороны огромного количества людей Рут Гинзбург относится иронично и спокойно. В этом отношении она похожа на еще одну «звезду» – Айрис Апфель, ставшую иконой стиля после 80-ти. Обе дамы были широко известны в узких кругах, пока луч общественного внимания не высветил их. В случае с Апфель это была персональная выставка в Метрополитен-музее, в случае с Гинзбург – озвучиваемые ею резкие высказывания по тем или иным судебным случаям, разлетевшиеся на цитаты. Обеих поддерживали супруги, давая им возможность самореализовываться и строить карьеру, что совсем не приветствовалось в 50-е.
«РБГ» – это не только восхваление выдающегося человека, но и разговор о гендерном равноправии. На этом, собственно, и сделала свое имя Рут Гинзбург, начав браться за дела, в которых люди отстаивали свое право на равную оплату труда, условия учебы и социальные выплаты. И далеко не всегда истцами были женщины. Например, участником одного дела стал вдовец, которому отказали в выплате пособия по уходу за ребенком. Его жена умерла после родов, и он был вынужден оставить работу, чтобы в одиночку заботиться о сыне. Дело Гинзбург, конечно же, выиграла, а люди задумались над тем, что некоторые законы нужно бы поменять.
Фильм сделан с большим уважением и симпатией по отношению к героине. Для авторов она образец для подражания и живая икона. Однако они сохраняют чувство здравого смысла и не делают из Рут Бейдер Гинзбург бронзовый памятник. Несмотря на все свои заслуги, она остается человеком со своими слабостями и парадоксами. Например, Рут абсолютно не умеет и не любит готовить (ее дети признаются, что в детстве не видели свежих овощей) и очень любит оперу (даже участвовала в одной постановке в роли комичной старухи в кресле-каталке). Она может дружить с ультраправым судьей-католиком и неуважительно отзываться о Дональде Трампе, называя его «обманщиком». Правда, впоследствии она принесла публичные извинения за свои комментарии.