На 41-м Московском международном кинофестивале в программе документального кино «Свободная мысль» показали китайско-американскую ленту «Страна одного ребенка» Нанфу Ван и Цзялин Чжан. Картина получила Гран-при на кинофестивале «Сандэнс».
В теории всем известно, что если целенаправленно вдалбливать людям в головы любую, даже самую бредовую и абсурдную мысль, то они, в конце концов, в нее поверят. Но в то, что это на самом деле осуществимо на практике, верить не хочется. К сожалению, жизнь раз за разом убеждает нас в том, что пропаганда может быть смертоноснее оружия массового поражения. Ее жертвами могут стать тысячи и даже миллионы людей. «Страна одного ребенка» именно об этом.
Нанфу Ван не только одна из авторов картины, но и ее центральная героиня. Она родилась в Китае в 1985 году, как раз в то время, когда правительство начало осуществлять политику по контролю рождаемости «Одна семья – один ребенок». Это была кризисная мера, которая должна была помочь остановить перенаселение и истощение сырьевых ресурсов КНР. Нанфу выросла в деревне, где ей повсюду напоминали, что стране и партии от нее нужен только один ребенок. Уличный театр, книги в детском саду, песни в школе, плакаты и слоганы на улицах. Даже игральные карты! Нанфу привыкла к этой идее и не замечала чудовищных последствий, которые несла за собой политика «одного ребенка». Об этом она задумалась только после того, как переехала в США и сама стала матерью.
Создательницы фильма проводят нас по всем девяти кругам ада, в котором десятилетиями жили люди и, в частности, семья самой Нанфу. Но в фильме мы увидим не только обычных граждан, в кадре окажутся и те, чьими руками осуществлялось исполнение варварского закона. Кто-то из них с болью будет вспоминать то время, а кто-то не будет испытывать никаких сожалений. Как, например, врач, ставшая национальной героиней за то, что не дала родиться 338 млн детей. Когда смотришь на эту невозмутимую женщину с тяжелыми чертами лица, невольно вспоминаешь знаменитые фильмы, показывавшие нераскаявшихся палачей – «Шоа» Клода Ланцмана и «Акт убийства» Джошуа Оппенхаймера.
Люди годами жили в шизофренической ситуации, когда невозможно было принять правильное решение. Женщин насильственно лишали свободы выбора. Откажешься идти на принудительную стерилизацию или делать аборт – заставят платить огромный штраф, отправят в тюрьму и отберут все имущество. Родишь второго ребенка – в сельских провинциях это разрешалось при условии, что первой рождалась девочка – придется избавиться от него, если это снова будет девочка. Девочки никому были не нужны. Новорожденную оставляли умирать на улице (так случилось с одной из кузин Нанфу) или продавали в приют (это случилось с другой). Последний вариант, кстати, был самым гуманным, так как дети выживали, и их отдавали на усыновление за границу. Правда, семьи, бравшие детей, думали, что спасают сирот. Только недавно им открылась правда, что на самом деле у детей были родители, и что многих из них насильно забирали из родного дома. Продавать детей иностранцам стало прибыльным бизнесом, которому покровительствовали на самом верху. Люди, которые в нем участвовали, до сих пор не понесли наказания.
Сейчас в Китае пропагандистская машина развернулась на 360 градусов и агитирует за то, чтобы в семье рождалось двое детей. «Двое детей – это замечательно!» – теперь говорят на государственных телеканалах. Один из героев фильма произносит фразу: «Самая большая трагедия для нации – это не иметь памяти». И с этим нельзя не согласиться. Эту, а не какую-то другую фразу стоит написать на фасадах домов и использовать в качестве пропаганды. И не только в Китае.