​15 самых продолжительных блокбастеров в истории кино

«Мстители: Финал», «Интерстеллар», «Темный рыцарь: Возрождение легенды» и другие фильмы, которым есть, что показать.

«Аватар» (2009)

Хронометраж: 162 мин. / 2:42 (кинотеатральная версия)

Кадр из фильма «Аватар»

Десятилетие назад фантастический боевик «Аватар» стал самым кассовым фильмом в истории кино и пребывает в этом статусе до сих пор (хотя новые «Мстители» очень близки к тому, чтобы это исправить). Зрителей не отпугнула его почти трехчасовая продолжительность, которая практически не ощущается во время просмотра. Режиссер картины Джеймс Кэмерон снял высокотехнологичное кино, которое по уровню создания визуальных эффектов значительно опередило свое время. Зрители были впечатлены графическим исполнением и детальной проработкой мира Пандоры, где по сюжету разворачиваются события фильма, и поэтому «Аватар» никому не показался затянутым. Скорее, наоборот: многим так понравилась флора и фауна фантастической планеты, что они хотели бы увеличить «время нахождения» на ней, чтобы получше ее изучить. Как известно, Кэмерон дал поклонникам фильма такую возможность, выпустив спустя некоторое время после окончания проката ленты ее режиссерскую версию, длительность которой составила уже 178 минут. К слову, она тоже демонстрировалась в кинотеатрах и помогла увеличить и без того превосходную кассу картины.

«Троя» (2004)

Хронометраж: 163 мин. / 2:43 (кинотеатральная версия)

Кадр из фильма «Троя»

Так как лента Вольфганга Петерсена «Троя» относится к жанру пеплума, одной из характерных черт которого является большая продолжительность, ей было суждено идти по меньшей мере столько, сколько длится ее кинотеатральная версия (продолжительность «режиссерки» так и вовсе превышает три часа, составляя 196 минут!). Однако в данном случае вряд ли кто-то посмеет обвинить создателей фильма в том, что они его неоправданно затянули. «Троя» наполнена масштабным действием (учитывая гигантский бюджет картины в $175 млн, в этом нет ничего удивительного), в ней много батальных сцен, снятых с необходимым для исторического боевика размахом (и достойным поэмы Гомера, в частности). Не говоря уже о том, что в главных ролях задействованы Брэд Питт, Эрик Бана и Орландо Блум. Другими словами, заскучать во время просмотра точно не получится.

«Джанго освобожденный» (2012)

Хронометраж: 165 мин. / 2:45

Кадр из фильма «Джанго освобожденный»

Вестерн-боевик «Джанго освобожденный» занимает важное место творчестве великого и ужасного режиссера-постмодерниста Квентина Тарантино. Это не только самый высокобюджетный фильм в карьере постановщика, некогда прославившегося благодаря малозатратным криминальным лентам «Бешеные псы» (1991) и «Криминальное чтиво» (1994), но и самый по-голливудски выверенный, чуть ли не идеальный представитель блокбастерного кино, в котором хватает всего: и взрывов, и юмора (преимущественно черного, но все же), и романтики. При всем при этом, как ни странно, Тарантино не превращает «Джанго» в нагромождение из жанровых клише, присущих, скажем, ремейку «Великолепной семерки» (2016), а грамотно обыгрывает их, намеренно нарушая все существующие законы физики и биологии, или, например, используя в качестве саундтрека картины современную рэп-музыку. И наблюдать за подобным оксюмороном интересно вне зависимости от того, сколько он длится.

«Трансформеры: Эпоха истребления» (2014)

Хронометраж: 165 мин. / 2:45

Кадр из фильма «Трансформеры: Эпоха истребления»

Фильмы франшизы «Трансформеры» всегда отличались своей большой продолжительностью. Пусть большая часть экранного времени в них посвящена демонстрации пиротехнических эффектов, которыми так любит баловаться режиссер Майкл Бэй, поставивший целых 5 частей этой робоэпопеи, именно взрывы являются визитной карточкой серии. В общем-то, именно благодаря им «Трансформеры: Эпоха истребления», самый длинный фильм в линейке, и оказались хоть как-то смотрибельными. Даже несмотря на головную боль, возникающую после просмотра этого почти что трехчасового парада спецэффектов.

«Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)

Хронометраж: 165 мин. / 2:45

Кадр из фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды»

Грандиозное завершение трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене – «Темный рыцарь: Возрождение легенды» – получилось самым продолжительным фильмом в серии. И на то есть свои причины. Во-первых, это финал истории, он априори обязан быть самым масштабным во всех аспектах, начиная от спецэффектов и заканчивая хронометражем. Во-вторых, в картине присутствует много новых персонажей (хоть и не таких сложных, как Джокер из «Темного рыцаря»), а это значит, что необходимо дополнительное время, чтобы лучше раскрыть каждого из них. Наконец, «Возрождение легенды» призвано дать ответы на вопросы, оставшиеся со времен двух предыдущих фильмов франшизы, и закрыть множество сюжетных линий, начатых 7 лет назад. Благо, Нолан умеет грамотно распределять события по хронометражу таким образом, чтобы феерические битвы и захватывающие сюжетные повороты смотрелись одинаково увлекательно и не мешали друг другу.

«Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008)

Хронометраж: 166 мин. / 2:46

Кадр из фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона»

Хотя фэнтезийную драму «Загадочная история Бенджамина Баттона» трудно назвать блокбастером в современном понимании этого слова (в фильме ничего не взрывается и не разрушается), это самая крупнобюджетная картина в карьере Дэвида Финчера: создание ленты обошлось в $150 млн! Учитывая размах истории (сюжет посвящен жизни необыкновенного человека, родившегося стариком и молодеющего по ходу «взросления»), большой хронометраж не вызывает особого удивления. Вместе с главным героем фильма, роль которого сыграл неподражаемый Брэд Питт, зритель совершает путешествие длиною в целую жизнь, становясь свидетелем череды невероятных событий. Как и культовая кинокартина Роберта Земекиса «Форрест Гамп» (1994), выступающая ближайшим аналогом финчеровского детища, «Загадочная история Бенджамина Баттона» захватывает с самых первых кадров и не отпускает до самого конца.

«Интерстеллар» (2014)

Хронометраж: 169 мин. / 2:49

Кадр из фильма «Интерстеллар»

Работая над созданием научно-фантастического блокбастера «Интерстеллар», своеобразного оммажа кубриковской «Космической одиссеи» (1968), Кристофер Нолан опирался на научные работы американского физика Кипа Торна, поэтому львиную долю экранного времени занимают диалоги, которые зачастую изобилуют умными непонятными словами. К счастью, благодаря своему исключительному режиссерскому мастерству Нолан добивается того, что в трехчасовом фильме, посвященному космическому путешествию во времени и пространстве, даже разговорная часть смотрится с интересом: постановщик наполняет ее размышлениями о вечном – мечтах, жизни и любви.

«Спасти рядового Райана» (1998)

Хронометраж: 169 мин. / 2:49

Кадр из фильма «Спасти рядового Райана»

Хотя отмеченная пятью премиями «Оскар» военная картина Стивена Спилберга с участием Тома Хэнкса, Мэтта Дэймона и Вина Дизеля не лишена зрелищных батальных сцен, в первую очередь это драма о несломленности человеческого духа. Именно поэтому «Спасти рядового Райана» длится не полтора часа, как нолановский «Дюнкерк» (2017), построенный на непрерывающимся ни на секунду действии, а в два раза больше. Для Спилберга было важно показать внутренние переживания своих героев, их борьбу с самими собой, а также то, как война меняет людей. Если бы режиссер отказался от всего этого, предпочтя снять обычный боевик о Второй мировой, фильм не имел бы такого оглушительного успеха.

«Пираты Карибского моря: На краю Света» (2007)

Хронометраж: 169 мин. / 2:49

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: На краю Света»

Третья часть «Пиратов Карибского моря» стала не только самой дорогой в серии (производственный бюджет картины оценивается в $300 млн!), но и самой длинной. Так как в изначальные планы студии Disney не входило выпускать продолжения после «На краю света», перед режиссером оригинальной трилогии Гором Вербински стояла задача достойно завершить историю капитана Джека Воробья (Джонни Депп) и других персонажей в этом фильме. И, надо признать, у него это получилось. Триквел не только ни в чем не уступает двум своим предшественникам, но и вовсе превосходит их. Причем третьи «Пираты…» впечатляют больше не заметно возросшим количеством спецэффектов, а общим размахом сюжета, которого удается достичь благодаря трехчасовому хронометражу.

«Хоббит: Нежданное путешествие» (2012)

Хронометраж: 169 мин. / 2:49 (кинотеатральная версия)

Кадр из фильма «Хоббит: Нежданное путешествие»

Новозеландский режиссер Питер Джексон умеет делать масштабное и красивое кино, хоть и для этого ему приходится тратить кучу времени (и денег в том числе) на съемки, а потом пытаться выжить из материала самое сочное. В случае с трилогией «Хоббит», повествующей о приключениях отважного хоббита Бильбо Бэггинса (Мартин Фриман), волшебника Гэндальфа Серого (Иэн МакКеллен) и отряда из 13 гномов в сказочном мире Средиземья, вышло именно так: ее производство обошлось почти в миллиард долларов, а отснятого материала хватит на добрые 10 эпизодов какого-нибудь сериала от HBO. Так, например, хронометраж театральной версии самой продолжительной из частей серии – «Нежданного путешествия» – составляет 2 часа и 49 минут, не говоря уже о полноценных трех часах «режиссерки» фильма. При этом, как ни странно, упрекнуть ленту в том, что она затянута, не получится: Джексон приложил максимум усилий, чтобы не дать зрителю заскучать во время просмотра ни на минуту, наполнив сюжет картины динамикой и экшном.

«Мстители: Финал» (2019)

Хронометраж: 181 мин. / 3:01

Кадр из фильма «Мстители: Финал»

Самый продолжительный фильм Кинематографической вселенной Marvel – «Мстители: Финал» – подводит итоговую черту в многолетней истории любимых миллионами зрителей во всем мире персонажей, таких как Железный человек, Капитан Америка, Тор и других. Причем делает это максимально драматично и эмоционально. Поклонникам этой супергеройской эпопеи предоставится возможность как следует поностальгировать, наслаждаясь головокружительным приключением, насыщенным юмором и фантастическими спецэффектами.

«Перл-Харбор» (2001)

Хронометраж: 183 мин. / 3:03

Кадр из фильма «Перл-Харбор»

Как и «Спасти рядового Райана» (1998), ленту Майкла Бэя «Перл-Харбор» нельзя назвать типичным фильмом о Второй мировой войне. Во-первых, потому, что ее сюжет крутится вокруг любовного треугольника, а война здесь служит лишь фоном. Однако это не отменяет того факта, что картина заставляет восхищаться зрелищной постановкой экшн-сцен! Во-вторых, большая часть экранного времени посвящена душевным терзаниям персонажей, наблюдать за которым иногда даже интереснее, чем за перестрелками между американскими и японскими истребителями. Разве такое вообще возможно?! Оказывается, да.

«Кинг Конг» (2005)

Хронометраж: 187 мин. / 3:07 (кинотеатральная версия)

Кадр из фильма «Кинг Конг» (2005)

Современный ремейк классического фильма ужасов о гигантской доисторической обезьяне под режиссурой Питера Джексона получился размашистым и ярким киноприключением, преисполненным умопомрачительных спецэффектов, от которых дух захватывает. «Кинг Конг» образца 2005 года выпуска заметно отличается от оригинала 1933-го, причем не столько непосредственно самим сюжетом, сколько его структурой и более обширным повествовательным размахом. Учитывая тот факт, что Джексон любит снимать масштабно и много, удивляться тут особо нечему. К слову, режиссерская версия ленты длиннее театральной всего на 15 минут.

«Титаник» (1997)

Хронометраж: 194 мин. / 3:14 (кинотеатральная версия)

Кадр из фильма «Титаник»

Только Джеймс Кэмерон мог сделать из фильма про страшную катастрофу мелодраму – да такую захватывающую, чтобы зритель смотрел ее не отрываясь на протяжении более чем трехчасового хронометража! Бессмертная классика кино, что и говорить. Если вы не выплакали все слезы при просмотре театральной версии «Титаника», то можете попробовать сделать это, ознакомившись с его «режиссеркой», которая длится на целый час больше.

«Властелин колец: Возвращение Короля» (2003)

Хронометраж: 201 мин. / 3:21 (кинотеатральная версия)

Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение Короля»

Трилогии «Властелин колец» принадлежит статус самой масштабной голливудской киноэпопеи XXI века: ни одной из современных дорогостоящих франшиз так и не удалось выдать нечто сравнимое по своему размаху с эпическим 30-минутным сражением за Хельмову Падь из финала «Двух крепостей» (2002). Ну, а Питер Джексон может довольствоваться гордым званием режиссера, делающего самые продолжительные фильмы. Хронометраж театральных версий каждой из трех картин саги о Средиземье превышает 3 часа, а продолжительность «режиссерки» заключительной части – «Возвращение короля» – и вовсе достигает 4-х.

Читайте также