Показанный в прошлом году на Венецианском кинофестивале «Так сказал Чарли» режиссера Мэри Хэррон – это иллюстрация быта и философии известной секты, которой руководил самый популярный преступник эпохи хиппи Чарльз Мэнсон, приговоренный к пожизненному заключению за массовое убийство и умерший всего-то два года назад.
Если вы хоть раз слышали, как жена Романа Полански стала жертвой «Семьи», то вы наверняка пойдете на «Так сказал Чарли» в ожидании увидеть дичайшие убийства безумных маньяков. Но умерьте жажду крови, потому что этот фильм не про убийства, хотя и они здесь тоже есть. Как зарезали беременную Шэрон Тейт и ее гостей покажут, но только за кадром, ведь давайте честно – эта тема заезженная. Вот и картина Мэри Хэррон – не триллер, а драма. Хватит «Ребенка Розмари» и «Проклятия Аннабель».
Создатели «Так сказал Чарли», основанного на книгах «Семья» Эда Сандерса и «Долгое тюремное путешествие Лесли Ван Хоутен» Карлин Фейт, пытаются понять, почему люди вступали в ряды фанатиков и что их удерживало в секте, когда появлялась возможность уйти. И по этой причине фильм должен быть интересен особенно тем, кто никогда не слышал ни о «Семье», ни о Чарльзе Мэнсоне. Поверьте, таких людей немало даже 50 лет спустя. Фильм вообще полезен, потому что изображает суть любой секты и культа личности.
Драма разбита на настоящее и прошлое. В настоящем – три девушки, грабившие и убивавшие по приказу Мэнсона, сидят за решеткой и беседуют с тюремным психологом, который старается разобраться, в чем смысл «семейного» мировоззрения и почему сектантки до сих пор верны идейному лидеру. А в прошлом – беззаботные будни в коммуне, где Чарльз Мэнсон «окучивает» девушек. Собственно, именно поэтому последовательниц серийного убийцы называют «девочками дьявола» – все принадлежат Чарли, невзирая на пропаганду свободы, равенства и братства.
Одна из последовательниц Чарли Мэнсона, самая юная, Лесли Ван Хоутен (Ханна Мюррэй) становится главной героиней. Ну, разумеется, после самого вождя (в образе Мэнсона – молодой британец Мэтт Смит), который, что интересно, в кровопролитии не участвовал. Мараться – не царское дело. В камерах смертников сидят еще две маньячки «Семьи» – Патриция Кренвинкель (Сози Бейкон) и Сьюзан Аткинс (Марианна Рендон).
Назвать убийц сумасшедшими или дурами – слишком просто, поэтому с девушками работает криминалист и борец за права человека Карлин Фейт, написавшая ту самую книгу «Долгое тюремное путешествие Лесли Ван Хоутен». Вот и получается, что драма феминистская, потому что женщина (и персонаж, и режиссер) делает попытки вникнуть в сектантскую философию, чтобы помочь девкам обеззаразить промытые Мэнсоном мозги. Делаются именно попытки, потому что толком не понять, как можно было самостоятельно отдавать секте деньги, послушно рыться в мусорках, прилюдно вести себя как проститутки, ведь со стороны видно, что Мэнсон построил настоящий бордель с наркотиками и оргиями, подпитанный апокалиптической идеологией. Черт знает, как было на самом деле, но в фильме показано, что Чарли – проповедник красноречивый. Этот мужик смог убедить, что придет время, когда его последователи превратятся в эльфов после межрасовой войны. И чем дольше смотришь и слушаешь, тем больше удивляешься тупости фанатов Мэнсона.
Понятно, что Мэнсон – сплошное противоречие и манипуляция, абсурдный гибрид, как его выражение «весь смысл в бессмысленном», как протест против материального и мечты стать рок-звездой, как быть с единомышленниками одним целым и одновременно повелевать сознанием каждого. «Мне не нужно твое мнение, мне нужны твои сиськи и жопа», – указывает одной из обожательниц самопровозглашенный мессия.
Постановщица гениального «Американского психопата», долгое время работавшая в сериалах, изображает совращение и насилие в хиппи-секте, где девушек раздевают и унижают, где живут без времени и книг, потому что «писатели – зло», и где правило одно – жить без правил. Там нет секретов и нет стыда, а тело – растение, которое требует любви. И вот главный вопрос, который стоит перед зрителем: если девушки самовольно подчиняются, можно ли их назвать жертвами? Девушки Мэнсона – жертвы или убийцы? Но кто такой Чарльз Мэнсон? И что подтолкнуло молодежь вступить в «Семью»? Разве причина только в тирании Мэнсона? В фильме нет ничего о прошлом ни лидера, ни девушек. «Мы не говорим о прошлом. У нас нет прошлого. Мы не жили до встречи с Чарли», – предупреждают нас с экрана.
Мэнсон показан героем той эпохи, который не нужен, потому что страшно опасен, но которого народ, видимо, заслужил. Герой эпохи, когда люди питались «любовью» в погоне за «счастьем». Ну что ж, как видно, коммуна пропитана любовью во всех ее проявлениях, а от любви до ненависти – один фанатик, называющий себя Иисусом и кормящий молодежь красивыми сказками о принятии себя и отказа от прошлого и родных, то есть от корней, потому что настоящая жизнь начинается с Чарли. Почему? Так сказал Чарли.
Режиссеру не интересны убийства. Навязчивые «зачем» и «почему» пропитывают весь фильм. Для Мэри Хэррон очевидно – жертвами секты являются доверчивые девушки, следующие приказам самовлюбленного пророка с гитарой, который превратил контркультуру, по определению отрицающую ценности доминирующей культуры, в источник власти, а сам переоделся из маргинала в диктатора. Кстати, «Американский психопат» – тоже о маньяке в костюме порядочного американца, и образ жизни капиталиста похож на сектантский культ.
«Так сказал Чарли» демонстрирует не только что творится у Мэнсона в голове, но и то, что слепая вера делает человека куклой «нового папочки», и не успеешь глазом моргнуть, как тебя готовят к войне. Видно, как авторы верят, что человека, даже самого конченого и загремевшего на пожизненное, можно вернуть себе, и что нет наказания без осознания преступления. Страшно представить, что один человек совершает убийства, но еще страшнее узнать о целой семье убийц. Но беда в том, что не видно жизни до «Семьи». Нет ни трагедий, ни наркотиков, ни проституции, ни, в конце концов, трудного детства. А ведь именно там зарождается секта. Иначе получается, что убийц оправдывают, а виноват только один Мэнсон.