Madonna «Madame X»: Поп-политиканство особо крупного масштаба

Создается впечатление, что Мадонна ставила целью нового альбома понравиться слушателям всех возрастов, но с определенными общественно-политическими взглядами.

Мировая музыкальная критика в явном замешательстве – какое высказывать мнение в адрес новейшего альбома Мадонны «Madame X»? Остроумнее всех оказались те, кто попытался усидеть одновременно на двух стульях, то есть в пределах одной рецензии указать, что «перед нами – самый смелый в музыкальном плане альбом певицы за всю ее карьеру» и одновременно высказаться о том, что «сюда вошли песни с самыми ужасными текстами, когда-либо написанными Мадонной». Однако бессмысленно рассматривать «Madame X» исключительно в контексте дискографии самой артистки, как минимум с 1998 года пытающейся следовать всем актуальным трендам сразу. На самом деле этот альбом – точное отражение того кризиса, выразимся так, «непрерывной модности», в который загнала себя современная поп-музыка, и в первую очередь – американская.

То есть в былые времена (читай – до второй половины 90-х годов) поп-артисту вполне дозволялось сохранять свое творческое лицо на протяжении всей своей карьеры: с какого материала ее начал – с таким и закончил. Понятно, что аранжировки могли усложняться с течением времени и технического прогресса и становиться чуть более модными, но стилистических прыжков никакие действительно популярные артисты себе не позволяли, да и сам шоу-бизнес этого точно не приветствовал. А как же иначе – торговля ностальгией всегда важна, пусть и с новыми песнями. Так вот, Мадонна и стала одной из первых мейнстримных поп-артисток, судорожно хватающихся за любые звуковые и стилистические новации, лишь бы продлить свою жизнь и на концертной сцене, и в желтой прессе. Альбомы Мадонны с «Ray Of Light» (1998) до «Confessions On A Dance Floor» (2005) могли быть поняты и как освоение певицей действительно модных в мировом масштабе новых музыкальных территорий. Но далее певица просто начала копировать все приемы, обеспечивающие быстрый и столь же быстро забываемый успех американским юным поп-звездочкам XXI века, свет которых не доходит ни до Европы, ни тем более до России – у нас самих подобного добра навалом! Но Мадонна-то стала известна давно, и в ее подаче подобные ходы слышатся каким-то художественным откровением. Но это еще полбеды – Мадонна уже давно ощущает себя общественно и политически значимым персонажем, и оттого немало песен с «Madame X» являют собой озвученные лозунги Демократической партии США, на сей раз направленные персонально против Дональда Трампа. Результат – прослушивание номеров «God Control» и «Killers Who Are Partying» вызывает такое чувство неловкости, как и знакомство с последними высказываниями в песнях и вне их Роджера Уотерса с его уже вполне коммунистическими мировоззрениями. Тут даже заокеанские эксперты честно указывают, что «политические воззрения Мадонны за последние 16 лет никуда не прогрессировали и существуют на уровне туманных выражений и общих фраз».

Однако давайте не забывать, что «Madame X» – это все же не политический манифест (на что намекает и одна из его обложек, где Мадонна крайне похожа на Фриду Кало, и у нее как бы зашит рот – ах ты, проклятая буржуазная цензура!), а прежде всего поп-альбом. В этом качестве комплиментов работе уже высказано огромное количество, но они как-то странно концентрируются на открывающем треке «Medellín», исполненном Мадонной дуэтом с колумбийским (!) рэпером Maluma. Политкорректный номер (все-таки название второго по величине города Колумбии в свое время получило прочные и неприятные ассоциации с высоким уровнем преступности, деятельностью медельинского наркокартеля и правых военизированных групп) почему-то вызывает у журналистов бурю восторга – утверждается, что это «лучший латино-хит певицы со времен "La Isla Bonita"». Нет, совсем не похоже, и вообще – сколько с 1986 года воды утекло? Конечно, на материал «Madame X» наложил отпечаток факт проживания артистки в Лиссабоне и, соответственно, близкого знакомства с музыкой фаду, однако экзотик-поп нынче получается у Мадонны нравоучительным и, скажем честно, очень провинциальным. Что еще хуже – в «Madame X» вновь полностью отсутствует стилистическое единство: ну что общего у того же «Medellín» и вполне нормальных модерн-хитов «Crave» и «Future», кроме того, что они стоят в песенной программе одного альбома? А что делать с номером «Dark Ballet», представляющим собой мешанину из фортепианной неоклассики не без заимствований из «Щелкунчика» Петра Ильича Чайковского и какого-то дикого модерн-электро, и куда его вообще относить?

Нужно отметить, что никто из расхваливающих «Madame X» не упоминает об изобретательных инструментальных аранжировках – чего здесь нет, того нет, и чем дальше слушаешь альбом, тем больше думаешь о том, что его цель – понравиться вообще всем слушателям, независимо от пола и возраста, но со строго определенными общественно-политическими воззрениями. Не хотелось бы опускаться до определений вроде «песни голубых ослов» (имеется в виду тотемный зверь и цвет символики Демпартии США), но ничего другого на ум не приходит… Хотя нет! «Madame X» стал очередным альбомом в дискографии Мадонны, неприятно похожим на актуальные песенные программы тоже далеко не юных отечественных поп-див, из кожи вон лезущих с мнимой актуализацией звучания. Англо-американские СМИ вот уже который год с непонятным восторгом пишут о том, что «Мадонна остается вечно молодой» – а вот это никак не может быть поставлено действительно большому артисту в заслугу. Эдакое безвозрастное поп-политиканство – верный путь к забвению Мадонны за пределами 80-х, и гостевое выступление певицы на последнем «Евровидении» – только первый шаг на пути к скольжению карьеры Мадонны вниз, от которого совершенно не спасут излишне смелые лозунги модно борющейся с капитализмом мультимиллионерши.

Читайте также