После публикации «Благих знамений» в 1990 году к проекту экранизации проявляли интерес разные творческие люди, в том числе и режиссер Терри Гиллиам, однако процесс никак не мог двинуться дальше предпроизводства. Став шоураннером проекта в 2016 году, Нил Гейман решил реанимировать сценарий прошлых неудачных попыток адаптации и в итоге выпустил мини-сериал, который можно рассматривать как многочасовое кино благодаря тому, что Amazon Prime выкладывает все серии сразу. Рассказываем, стоило ли ждать почти 20 лет, чтобы увидеть фантастический мир Геймана и Пратчетта на малых экранах.
Демон Кроули (Дэвид Теннант) и ангел Азирафель (Майкл Шин) следят за землей уже 6000 лет. Изначально, будучи по разные стороны баррикад, они пересекались только изредка, но со временем создали что-то вроде дружбы, периодически помогая друг другу с разными «добрыми» и «злыми» делами. Однако настало время Армагеддона. Успев привыкнуть к людской жизни, демон и ангел пытаются как-то предотвратить конец света, при этом не разозлив своих «боссов» из Ада и Рая. Что делать, когда Великий план все-таки должен состояться, но так не хочется отказываться от вкусных ужинов, суши и чертовски хорошего вина по вечерам?
«-Представь, как ужасно все сложилось, если бы мы все делали как надо.
-Согласен».
В похожей с Кроули и Азирафелем ситуации оказался в 2016 году и Нил Гейман. Став шоураннером проекта, писатель попытался сотворить из 400-страничной книги сценарий, который сработал бы на малых и, следом, на больших экранах. Однако, как и его герои, Гейман не стал делать все «как надо» и практически не изменил ни одного предложения из литературного первоисточника. Закадровый голос Бога, озвученного Фрэнсис МакДорманд, зачитывает роман с первых строчек, тем самым образовывая диссонанс между визуальной и звуковой частью сериала. Текст главенствует над картинкой, поэтому во время просмотра создается ощущение прочтения реальной книги – вплоть до физического ощущения перелистывания страниц. В то же время спокойный размеренный ритм рассказчика каким-то образом должен не испортить общее настроение истории, не позволить аудитории заскучать, но одновременно не умалить важность слов.
Чем именно отличается демон Кроули от других себе подобных – так это способностью фантазировать. Воображение – это чисто «людской» талант, на который и делает ставку Нил Гейман на пару с режиссером сериала Дугласом МакКинноном. «Недоисторический» закадровый текст Бога не смог бы существовать без этой самой фантазии самих зрителей. В таком случае изначальная задумка экранизации романа на большом экране осуществляется только частично благодаря вот этому почти кинотеатральному эффекту, но почему-то с книгой в руках…
Воображение сталкивается с комедией – модернизацией «Лиги джентльменов» (1999), «Черной гадюки» (1982) и скетчей «Шоу Фрая и Лори» (1989). Пока Фиби Уоллер-Бридж демонстрирует современный английский юмор в своих шоу «Дрянь» (2016) и «Убивая Еву» (2018), Нил Гейман возвращается к уже проверенным временем приемам. Написанный в 1990 году роман переносит ту же самую комедийную атмосферу на прямолинейный продукт XXI века, однако временной барьер между десятилетиями стирается. Традиция английской комедии, крепко связанная с абсурдом, сатирой и простой человеческой «несуразностью» в шоу Нила Геймана носит ностальгический характер и совершенно не проигрывает. Фанаты Уоллер-Бридж и Геймана точно встретятся за просмотром «Благих знамений» и будут смеяться над одинаковыми шутками.
Фантазия сразу переносит зрителей в «павильонный» Лондон с обновленными улицами районов Сохо и Мейфэр. У Геймана в сериале город находится вне времени – он как бы «ощущает» на себе земной опыт Кроули и Азирафеля. Таким образом старомодный демонский «Бентли» в центре Лондона, «прошловековой» костюм ангела и подозрительное одеяние ведьмы не вызывают вопросов ни у прохожих, ни, тем более, у зрителей. Это место сверхъестественные существа называют домом, они по-своему влюблены во все человеческое в нем, и им не чуждо прогуливаться в парке, обсуждая уток, а потом обедать в ресторане отеля «Ритц».
Но если уж жить в таком мире, то с правильной компанией. Дэвид Теннант и Майкл Шин играют врагов и по совместительству лучших друзей, один из которых давно принял эти отношения как факт, а другой все еще не может с этим смириться. Это чем-то напоминает нелепый танец двоих, то и дело наступающих друг другу на ноги, однако получается это у них так бойко и забавно, что наблюдать за этим одно удовольствие. Пластинка с хитами группы Queen, постоянно играющая в машине Кроули, еще ярче иллюстрирует взаимоотношения между ангелом и демоном. Особенно, когда фоном становятся такие песни, как «You’re my best friend», «Somebody to love» и «Bicycle Race».
Так совпало, что сериал «Благие знамения» вышел в конце мая, когда в британских кинотеатрах вовсю шли «Рокетмен» (2019) Декстера Флетчера и «Рейв» (2019) Брайана Уэлша (в России, кстати, его можно будет увидеть в сентябре). Первый фильм построен по фактуре музыкальной биографической драмы, а второй является камерной историей двух молодых шотландцев. Несмотря на разную аудиторию и масштаб обоих фильмов, они повествуют об одном и том же – о дружбе и ее значимости. Отношения Элтона Джона и автора его песен Берни Топина выдерживают проверку временем на протяжении более 50-ти лет. В «Рейве» два парня из пригорода Эдинбурга выступают против системы и даже своих семей, но главное – вместе. «Благие знамения» продолжают эту арку, доказывая, что для того, чтобы предотвратить апокалипсис, важно иметь всего лишь лучшего друга рядом, а благополучная развязка или же провал произойдут уже потом сами собой. Правда, все это непременно должно быть стильно, и еще, желательно, в тенях очков от Valentino.