​«Благие знамения»: Настоящая английская комедия и Armageddon with style

Роман Нила Геймана и Терри Пратчетта получил достойную адаптацию, в которой сохранены юмор и драйв первоисточника.

Демон Кроули (Дэвид Теннант) и ангел Азирафель (Майкл Шин) следят за землей уже 6000 лет. Изначально, будучи по разные стороны баррикад, они пересекались только изредка, но со временем создали что-то вроде дружбы, периодически помогая друг другу с разными «добрыми» и «злыми» делами. Однако настало время Армагеддона. Успев привыкнуть к людской жизни, демон и ангел пытаются как-то предотвратить конец света, при этом не разозлив своих «боссов» из Ада и Рая. Что делать, когда Великий план все-таки должен состояться, но так не хочется отказываться от вкусных ужинов, суши и чертовски хорошего вина по вечерам?

«-Представь, как ужасно все сложилось, если бы мы все делали как надо.
-Согласен».

В похожей с Кроули и Азирафелем ситуации оказался в 2016 году и Нил Гейман. Став шоураннером проекта, писатель попытался сотворить из 400-страничной книги сценарий, который сработал бы на малых и, следом, на больших экранах. Однако, как и его герои, Гейман не стал делать все «как надо» и практически не изменил ни одного предложения из литературного первоисточника. Закадровый голос Бога, озвученного Фрэнсис МакДорманд, зачитывает роман с первых строчек, тем самым образовывая диссонанс между визуальной и звуковой частью сериала. Текст главенствует над картинкой, поэтому во время просмотра создается ощущение прочтения реальной книги – вплоть до физического ощущения перелистывания страниц. В то же время спокойный размеренный ритм рассказчика каким-то образом должен не испортить общее настроение истории, не позволить аудитории заскучать, но одновременно не умалить важность слов.

Кадр из сериала «Благие знамения»

Чем именно отличается демон Кроули от других себе подобных – так это способностью фантазировать. Воображение – это чисто «людской» талант, на который и делает ставку Нил Гейман на пару с режиссером сериала Дугласом МакКинноном. «Недоисторический» закадровый текст Бога не смог бы существовать без этой самой фантазии самих зрителей. В таком случае изначальная задумка экранизации романа на большом экране осуществляется только частично благодаря вот этому почти кинотеатральному эффекту, но почему-то с книгой в руках…

Воображение сталкивается с комедией – модернизацией «Лиги джентльменов» (1999), «Черной гадюки» (1982) и скетчей «Шоу Фрая и Лори» (1989). Пока Фиби Уоллер-Бридж демонстрирует современный английский юмор в своих шоу «Дрянь» (2016) и «Убивая Еву» (2018), Нил Гейман возвращается к уже проверенным временем приемам. Написанный в 1990 году роман переносит ту же самую комедийную атмосферу на прямолинейный продукт XXI века, однако временной барьер между десятилетиями стирается. Традиция английской комедии, крепко связанная с абсурдом, сатирой и простой человеческой «несуразностью» в шоу Нила Геймана носит ностальгический характер и совершенно не проигрывает. Фанаты Уоллер-Бридж и Геймана точно встретятся за просмотром «Благих знамений» и будут смеяться над одинаковыми шутками.

Кадр из сериала «Благие знамения»

Фантазия сразу переносит зрителей в «павильонный» Лондон с обновленными улицами районов Сохо и Мейфэр. У Геймана в сериале город находится вне времени – он как бы «ощущает» на себе земной опыт Кроули и Азирафеля. Таким образом старомодный демонский «Бентли» в центре Лондона, «прошловековой» костюм ангела и подозрительное одеяние ведьмы не вызывают вопросов ни у прохожих, ни, тем более, у зрителей. Это место сверхъестественные существа называют домом, они по-своему влюблены во все человеческое в нем, и им не чуждо прогуливаться в парке, обсуждая уток, а потом обедать в ресторане отеля «Ритц».

Но если уж жить в таком мире, то с правильной компанией. Дэвид Теннант и Майкл Шин играют врагов и по совместительству лучших друзей, один из которых давно принял эти отношения как факт, а другой все еще не может с этим смириться. Это чем-то напоминает нелепый танец двоих, то и дело наступающих друг другу на ноги, однако получается это у них так бойко и забавно, что наблюдать за этим одно удовольствие. Пластинка с хитами группы Queen, постоянно играющая в машине Кроули, еще ярче иллюстрирует взаимоотношения между ангелом и демоном. Особенно, когда фоном становятся такие песни, как «You’re my best friend», «Somebody to love» и «Bicycle Race».

Кадр из сериала «Благие знамения»

Так совпало, что сериал «Благие знамения» вышел в конце мая, когда в британских кинотеатрах вовсю шли «Рокетмен» (2019) Декстера Флетчера и «Рейв» (2019) Брайана Уэлша (в России, кстати, его можно будет увидеть в сентябре). Первый фильм построен по фактуре музыкальной биографической драмы, а второй является камерной историей двух молодых шотландцев. Несмотря на разную аудиторию и масштаб обоих фильмов, они повествуют об одном и том же – о дружбе и ее значимости. Отношения Элтона Джона и автора его песен Берни Топина выдерживают проверку временем на протяжении более 50-ти лет. В «Рейве» два парня из пригорода Эдинбурга выступают против системы и даже своих семей, но главное – вместе. «Благие знамения» продолжают эту арку, доказывая, что для того, чтобы предотвратить апокалипсис, важно иметь всего лишь лучшего друга рядом, а благополучная развязка или же провал произойдут уже потом сами собой. Правда, все это непременно должно быть стильно, и еще, желательно, в тенях очков от Valentino.

Читайте также