С первых же кадров новых «Детских игр» нам дают понять, что здесь все новое – ведь саму историю происхождения куклы-убийцы изменили. По сюжету существует довольно влиятельная компания Kaslan, которая выпускает серию интерактивных кукол Buddi. Эти игрушки способны не только позаботиться о ребенке, они еще и контролируют всю технику, которую производит Kaslan, помогая людям в быту (настроить температуру, включить телевизор и т.д.). В цехе по производству этих кукол случается неприятность. Одного из сотрудников увольняют. Обозленный мужчина, находящийся в состоянии депрессии, решается на кое-что ужасное: он изменяет настройки одной куклы, делая ее настоящей машиной для убийств, а после совершает суицид. Вот такая любопытная история происхождения зла вместо оригинального мистического варианта с маньяком, чья душа вселилась в куклу.
Карен Барклай (Обри Плаза) работает в магазине, где продают, в том числе, и кукол Buddi. Героиня, как и ее предшественница из ленты 1988 года, – мать-одиночка, и не может позволить себе покупать дорогие подарки сыну Энди (Гэбриел Бейтман). Карен хочет порадовать ребенка накануне дня рождения, и тут как раз в магазин возвращают бракованную куклу (ту самую). Героиня забирает игрушку себе…
После активации куклы, понятное дело, начинается настоящий ад. Однако происходит это все довольно любопытным образом. Задача у оригинального Чаки была простой: раздобыть себе тело для переселения души. Новый же Чаки пытается угодить мальчику – правда, делает он это самыми разными и извращенными способами. Злодей как бы испытывает кризис личности: с одной стороны, он питает огромную любовь к Энди, но при этом его тянет все и всех вокруг уничтожать. В итоге Чаки находит «консенсус» – решает убивать каждого, кто вторгается в их с Энди дружбу.
Вот и получается, что из-за человеческого происхождения оригинального Чаки у предыдущих картин была своеобразная харизма, душа. Здесь возникновение зла объяснили современной логикой, из-за чего своего рода «обаяния» поубавилось. Однако, признаться, душевности в некоторых попытках Чаки понравиться Энди хоть отбавляй. И если над прошлой версией куклы мы больше смеялись, то здесь испытываем смешанные чувства – мы смеемся, сочувствуем и даже злимся. К слову, о юморе: в целом смешное в картину вплетено органично, без перегибов. Чего только стоят различные причуды багнутого Чаки, который представился таким именем из-за очередного сбоя в системе, хотя мальчик назвал куклу Хан Соло (отсылка не простая, ведь Чаки в оригинале озвучил Марк «Люк Скайуокер» Хэмилл).
Глубины в новый проект привнесло не только то, что куклу по-человечески раздирают противоречия, но и отношения матери и сына, которые стали центром внимания в этой истории. Дуэт Плазы, которая покорила своей харизмой еще в «Легионе», и Бейтмана получился искренним. Чувствам Карен легко поверить, даже можно представить себя на ее месте. Эмоции Энди, которые на удивление даже как-то слишком старался сделать яркими актер, помогают ощутить страх и растерянность. Внимание все это «крадет» не меньше обворожительной улыбки Чаки.
Сам Чаки по традиции выполнен больше «механически», с минимумом компьютерной графики. Команда проекта создала несколько аниматроников для разных сцен. В итоге выглядит злодей действительно «роботизированным», однако его пусть и скромный эмоциональный ряд получился уморительным и милым. И да – Чаки всегда был большим выдумщиком по части расправ, однако теперь формат его садизма резко изменился. Он не просто гоняется за всеми с ножом и молотком, нет, – теперь у него больший ассортимент «оборудования». В некоторых особо кровожадных сценах возникает ощущение, что создатели явно пересмотрели «Пилы» и «Пункта назначения». Но тут стоит сразу подчеркнуть: такие моменты не пугают, а, скорее, шокируют своей жестокостью.
В ленте не хватает объяснений, почему вдруг люди здесь предпочитают использовать жуткую куклу для игр с детьми – это в эпоху-то навороченных компактных устройств и приложений. Но этот пробел создатели, возможно, хотели компенсировать сатирой. По сути, во вселенной «Детских игр» господствует одна крупная корпорация, которая контролирует буквально все, всемогущий Чаки – тому подтверждение. Деятельность компании и сами зомбированные технологичными новинками потребители – простое и понятное отражение действительности.
Вложенный социальный подтекст отвлекает внимание от некоторых промахов картины. Зависимость от технологий, понятное дело, здесь превыше всего – иногда даже кажется, что эта тема подана уж очень навязчиво. Сам главный герой не может похвастаться крутыми «игрушками», чего очень стесняется – до такой степени, что избегает общения со сверстниками. Однако Энди настолько привязался к Чаки, что не смог от него избавиться и после первых жестких происшествий, объясняя это тем, что его кукла «не такая, как все». А если эта проблема лежит на поверхности, то «внутри» проекта неплохо реализованы темы социальных классов и семейных отношений.
Над лентой поработал режиссер Ларс Клевберг – в августе на экраны выходит еще один его полнометражный дебют, хоррор «Полароид» (в мире его премьера состоялась раньше). То, что для Клевберга «Детские игры» стали первым по-настоящему большим фильмом, чувствуется, и у этого две стороны. Так, благодаря некоторой «незрелости» и удалось выдать свежий и смелый взгляд на классическую историю (по пути, правда, перевернув ее смысл). В то же время, несмотря на наличие здесь хаоса и трэша, им ощутимо не хватает «градуса» – как будто продюсеры сказали, что надо сделать эту часть фильма «безобиднее», а Клевберг не нашел аргументов, почему безумие должно оставаться безумием. Нет, не подумайте – новый Чаки радует своей изобретательностью, действует ловко, иронично вставляя между делом подходящие фразы… Но со зрелищностью в сценах экшена ощутимый промах, как и с, скажем так, уровнем занимательности трэша.
Просмотр «Детских игр» становится интересным опытом, но сам проект проходной со средней для слэшеров постановкой. Пока сложно понять, станет ли фильм началом новой киновселенной, хотя в финале можно заметить намек на продолжение. Поклонников франшизы (да и в принципе новых зрителей) лента явно оттолкнет отсутствием «души» и харизмы, а также «подчищенной» безбашенностью. Однако при этом актуальная (и все же далеко не новая) идея «оживления» машин добавляет проекту очков. Кино сделано относительно качественно и смело, за чем проследили опытные продюсеры, включая Сета Грэма-Смита («Оно»). Сам Чаки отчасти из-за своего происхождения все же выглядит неуклюже и нелепо, а в сравнении с предшественником, возможно, даже «пресно». Новые «Детские игры» – не шедевр, но неплохое зрелище. Тут можно не только «поохать» от диковато-жутких сцен, но и посмеяться, удивиться и (бойтесь, поклонники «Истории игрушек»!) даже умилиться.