Для быстрого поиска начните вводить запрос

10 самых нестандартных фильмов ужасов XXI века

«Реинкарнация», «Оно» (2014), «Прочь» и другие картины, которые, может, и не такие страшные, но в памяти точно остаются надолго.
18 июля 2019 0
Кадр из фильма «мама!»
Кадр из фильма «мама!»

Сегодня создатели фильмов ужасов идут на любые ухищрения, чтобы удивить зрителя, который устал от банальных скримеров и хочет испытать новые ощущения от просмотра очередной «страшилки». Поэтому на каждое «Проклятие Аннабель», представляющее собой стандартизированный ужастик, держащийся исключительно на бу-эффектах и всякого рода внезапностях, найдется свой «Бабадук», цепляющий в первую очередь своей гнетущей атмосферой и психологизмом истории. К числу вторых – представителей так называемых «независимых фильмов ужасов» – относится и наконец-то стартовавшая в российском прокате лента режиссера Ари Астера «Солнцестояние». По такому случаю вспоминаем несколько самых заметных хорроров с необычной концепцией, созданных в XXI веке.

«Хижина в лесу» (2011)

Кадр из фильма «Хижина в лесу»

Кадр из фильма «Хижина в лесу»

Фильм начинается как типичный ужастик про группу подростков, которые отправились на выходные за город, чтобы потусить, но в итоге вынуждены противостоять маньяку-психопату/сверхъестественным силам/зомби/оборотням (не столь важно, с каким именно видом зла предстоит столкнуться героям картины). Однако на деле лента оборачивается остроумной деконструкцией жанра, не только высмеивающей основные клише хоррорных лент, но и умело преобразующей их. «Хижина в лесу» – донельзя ироничное кино, описать которое в двух словах не получится, так как любая попытка сделать это может стоить тому, кто его еще не видел, испорченных впечатлений. Тот самый случай, когда спойлеров действительно надо бояться.

«Побудь в моей шкуре» (2013)

Кадр из фильма «Побудь в моей шкуре»

Кадр из фильма «Побудь в моей шкуре»

Лента Джонатана Глейзера «Побудь в моей шкуре» доказывает, что про пришельцев можно снимать не только дорогостоящие фантастические боевики, но и глубокие философские притчи (в данном случае о том, что значит быть человеком – такой вот оксюморон!), пусть и завернутые в оболочку (подобно главной героине – инопланетянке в исполнении Скарлетт Йоханссон) жанра фильма ужасов. Хотя действие ленты, являющейся вольной адаптацией одноименного романа Мишеля Фабера, развивается медленно и монотонно, а количество диалогов в ней сведено к минимуму, она смотрится с неослабевающим интересом, чему способствуют общая атмосфера таинственности (понять, что происходит в отдельно взятых сценах – задача не из легких) и завораживающая минималистичная картинка.

«Бабадук» (2014)

Кадр из фильма «Бабадук»

Кадр из фильма «Бабадук»

Несмотря на то, что фильм называется по имени монстра, который терроризирует главных героев – одинокую мать с сыном, – кино совсем о другом. «Бабадук» австралийки Дженнифер Кент представляет собой острую психологическую драму о потере близкого человека, пропущенную через призму сверхъестественного хоррора. Скримеры здесь выполняют второстепенную функцию, а на первый план выходят внутренние переживания персонажей.

«Оно» (2014)

Кадр из фильма «Оно» (2014)

Кадр из фильма «Оно» (2014)

Сюжет хоррор-триллера «Оно» (в оригинале фильм называется «It Follows», что дословно можно перевести как «Оно следует») рассказывает о девушке-подростке, которую после незащищенного сексуального контакта с симпатичным парнем начинает преследовать загадочное существо, принимающее облик разных людей. Лента режиссера Дэвида Роберта Митчелла – кино не столько о последствиях ЗППП (но и об этом, конечно, тоже), сколько метафора взросления (главная героиня чувствует себя в безопасности, сидя на детских качелях, с которых ей не хочется уходить, однако жизненные обстоятельства вынуждают ее встать и двигаться дальше), которое одновременно пугает и искушает. Зло в фильме абстрактно, даже несмотря на то, что так называемое «оно» передвигается и может причинить вред: в конце концов, ожидание смерти хуже самой смерти. Главным же злодеем здесь, как ни странно, выступает время, которое неумолимо бежит вперед, и чье движение мы не в силах остановить или замедлить.

«Ведьма» (2015)

Кадр из фильма «Ведьма»

Кадр из фильма «Ведьма»

Мистический фильм ужасов «Ведьма», открывший в 2015 году миру сразу два больших таланта – режиссера Роберта Эггерса, чей новоиспеченный хоррор «Маяк» был удостоен приза ФИПРЕССИ в рамках двухнедельника режиссеров на прошедшем 72-м Каннском фестивале, и актрисы Ани Тейлор-Джой («Сплит»), впоследствии ставшей звездой современного хоррора, – заставляет зрителя испытывать первобытный страх перед неизвестным. Казалось бы, за полтора часа, которые длится картина, в ней не происходит ничего такого, что могло бы всерьез напугать. Однако давящая атмосфера мрачных сельских пейзажей Новой Англии XVII века и общая инфернальность сюжета не дают расслабиться во время просмотра ни на минуту, создавая чувство тревоги и напряжения.

«Визит» (2015)

Кадр из фильма «Визит»

Кадр из фильма «Визит»

В своем комедийном хорроре «Визит» известный режиссер-мистификатор М. Найт Шьямалан наглядно демонстрирует превосходство постмодернизма над жанровостью, поэтому зло здесь представлено парочкой, мягко говоря, не совсем нормальных стариков, которые пугают похлеще всяких монстров. Ну, а кому еще им противостоять, как не детям? Давно набивший оскомину формат «найденной пленки», в котором сделан «Визит», в данном случае пришелся очень кстати. Мы наблюдаем за происходящим через объектив кинокамеры героини Оливии ДеДжонг – девочки Бекки, снимающей документальную ленту об их с братом поездке к бабушке и дедушке, с которыми они до этого ни разу не виделись. У Шьямалана получился этакий фильм внутри фильма: с одной стороны, психологический портрет семьи, с другой – жуть, но очень забавная жуть. Как говорится, одному другому не мешает.

«Прочь» (2017)

Кадр из фильма «Прочь»

Кадр из фильма «Прочь»

Сатирический фильм ужасов Джордана Пила, сюжет которого строится вокруг чернокожего парня, отправившегося на знакомство с родителями своей белой девушки в их уединенный загородный дом, с улыбкой говорит о проблеме расовой дискриминации, причем делает это максимально политкорректно, не позволяя себе резких высказываний в адрес нацменьшинств. Благодаря остроумным диалогам и «черному» юмору, который весьма удачно ложится на хоррорную составляющую ленты, «Прочь» воспринимается как находчивый жанровый эксперимент. Кстати говоря, выпущенный ранее в этом году Пилом триллер «Мы» получился уже не таким изобретательным, хоть и стильным.

«мама!» (2017)

Кадр из фильма «мама!»

Кадр из фильма «мама!»

Для Даррена Аронофски не существует ничего невозможного, даже если речь идет о создании фильма ужасов, который бы заставил зрителя пребывать в недоумении на протяжении всего просмотра и при этом не давал бы никаких четких ответов по его окончании. Несмотря на всю головоломность сюжета, наполненного библейскими аллюзиями (начиная от Адама и Евы и заканчивая Всемирным потопом) и метафорическим смыслом (главные герои – безымянные Он и Она в исполнении оскароносных актеров Хавьера Бардема и Дженнифер Лоуренс – это Творец/Бог/Демиург и Муза/Мать-природа/Вдохновение), больше всего лента «мама!» пугает атмосферой полного и неконтролируемого хаоса.

«Тихое место» (2018)

Кадр из фильма «Тихое место»

Кадр из фильма «Тихое место»

Фантастический хоррор Джона Красински «Тихое место» не паразитирует на теме инопланетного вторжения, как может показаться на первый взгляд, а лишь использует ее в качестве катализатора для дальнейшего развития сюжета о семье, выживающей в мире постапокалипсиса. Чтобы не стать жертвой монстров, реагирующих на звук, герои вынуждены все время молчать, общаясь между собой исключительно на языке жестов, и вести себя максимально тихо. Собственно говоря, ощущение постоянной тревоги за персонажей и является главным достоинством «Тихого места», так как опасность здесь может нагрянуть неожиданно.

«Реинкарнация» (2018)

Кадр из фильма «Реинкарнация»

Кадр из фильма «Реинкарнация»

Как и «Бабадук», мистический ужастик «Реинкарнация» (в оригинале «Hereditary», что переводится как «Наследственный» или «Наследие»), ставший полнометражным дебютом подающего надежды режиссера Ари Астера, использует элементы, присущие паранормальному хоррору, чтобы рассказать историю семьи Грэхем, родословная которой окутана зловещей тайной. Разрывающееся между двумя жанрами – бытовой драмы и магического реализма – кино о том, что ничто не проходит бесследно, и что бояться надо не мертвых, а живых.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями